— Весной мы были вынуждены временно закрыть дискотеки, бары, ночные клубы и аналогичные заведения, — отмечает в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин. — В них невозможно соблюдать социальную дистанцию, да и другие санитарные меры вроде масочного режима практически неосуществимы. Точно так же поступили городские власти большинства других мегаполисов мира. В условиях роста заболеваемости последних недель есть все основания для введения повторного запрета. Тем не менее мы не хотели бы идти на этот шаг. В конце концов, эта индустрия — тоже часть экономики города. В ней и смежных отраслях работают тысячи людей.
В ходе диалога с представителями бизнеса мэрия приняла решение провести эксперимент: ночные заведения продолжат работать, но посетителям на входе предстоит отсканировать специальный QR-код (для консерваторов с кнопочными телефонами — отправить СМС на короткий номер 7377), после чего их номер телефона будет занесен в специальную базу данных. По словам Сергея Собянина, в случае последующего выявления инфекции у кого-то из посетителей можно будет оповестить всех присутствовавших людей о том, что они оказались в зоне риска и должны оперативно пройти тестирование на COVID-19.
— Коллеги из развлекательной отрасли сами вышли к нам с инициативой, — рассказал глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. — Они наблюдают за тем, как идет дело в других странах — а очень многие государства вновь закрывают бары и клубы, вводят комендантский час. Введение «чекинов» в Москве может позволить этим заведениям не закрыться. Ничего сложного в этой системе нет ни для посетителей — достаточно только отсканировать код, — ни для владельцев клубов: нужно просто зарегистрироваться на портале и получить уникальный код заведения. Если понадобится оповестить о контакте с носителем инфекции, это будет сделано либо при помощи пуш-уведомлений в смартфоне, либо через СМС-сообщения. Указ мэра предусматривает и штрафные санкции за нарушения — для юридических лиц это штрафы от 300 до 500 тысяч рублей.
Персональных данных — таких, как номер паспорта, фамилия, имя, отчество, — в реестре не будет, как не будет вообще ничего, кроме номеров телефонов, подчеркнул Алексей Немерюк. Сопряжения с базой Роспотребнадзора также не предусмотрено: к номеру телефона, имеющемуся в списках, обратятся, только если он будет зафиксирован в качестве номера телефона заболевшего COVID-19.
Ночные кинотеатры (как и театры, концертные залы и рестораны классического типа со столиками) не подпадают под новые правила: как пояснил глава департамента, в таких заведениях легко соблюдать противоэпидемическую рассадку, а значит, риск заболеваемости меньше, чем в клубах с громкой музыкой, где принято сидеть близко и разговаривать громко (а маску носить и одновременно пить коктейли не получается).
— Пока эксперимент проводится на 500 заведениях из имеющихся в городе 13 тысяч развлекательных предприятий, — говорит Алексей Немерюк. — Далее будем исходить из того, как эта система себя зарекомендует. Сразу можно успокоить москвичей: сервера, на которые поступает эта информация, хорошо защищены, возможности кражи данных нет.
— Мы с большим энтузиазмом поддерживаем предложение коллег, — отметил директор одного из концертных клубов города Павел Камакин. — Можно смело сказать, что именно наша отрасль достаточно безопасна для таких экспериментов: к нам не ходят в таких количествах пожилые люди, да и вообще число людей, посещающих бары и рестораны, ограничено. Поэтому мы можем безболезненно обкатать это систему «чекинов», посмотреть, как работает наблюдение за распространением инфекций. Я считаю, что это полезная инициатива: мы помним, на какой грани находилось общество весной, когда в Москве был полноценный локдаун. Это не только разорительно для нас, но и наносит очень серьезный удар по психическому здоровью общества. А система «чекинов» может позволить не сеять панику, оставить горожанам надежду на досуг. Если эксперимент пройдет успешно, подобную систему можно будет рекомендовать для других общественных мест — например, для государственных органов, центров госуслуг, общественного транспорта.
По словам Камакина, обходить эту регистрацию нет особенного смысла: в алгоритме, который будет внедрен в Москве, предусмотрено только уведомление о возможности заражения, не более того. По мнению директора клуба, это вполне разумная «плата» за возможность ночным заведениям продолжать работать в нормальном режиме.
— Во всем мире сейчас наша индустрия находится на грани катастрофы, — рассказал Дмитрий Левицкий, президент Профессионального ресторанного альянса. — Барам и ночным клубам нет смысла открываться, если в ночные часы они не имеют права работать. Значит, без заработка остаются не только бармены, но и многие другие специалисты — такие, как операторы света и звука, да и многие артисты. Предлагая идею «чекинов», мы изучали опыт Южной Кореи, Австрии, Норвегии. Там, где уведомительной системы подобного типа нет, правительства просто закрывают бары, а надо понимать, что повторный локдаун выдержат немногие. Так что если есть возможность попробовать не закрываться — мы готовы ответственно подойти к вопросу и делать все как надо. Это в интересах всех — и жителей, и города, и нашей индустрии.