— Так и так закрыли бы, — грустно улыбается Алексей, хозяин маленького «пенала» с пивными кранами в огромном доме у метро «Щукинская». — Ну что поделаешь, переходим в Интернет, а там посмотрим. Кстати, пару кегов не хотите купить? За месяц как раз выпьете...
Такие «пеналы» еще пару лет назад были практически повсюду, к середине 2020 года они оттеснены на периферию, в бедные районы и дома. Неприлично, мол, — одно пиво, хоть и сто сортов. Да и запах, приходится признать, в большинстве таких заведений не самый радостный — отсутствие вентиляции и обилие солода со сладкими сиропами делают свое дело. В общем, эти самые магазинчики и есть «наливайки»: формально они являются маленькими барами, а фактически мало кто хочет пить на месте, практически все берут бутылочку и тут же отходят. Зато круглосуточно. До недавнего времени.
— Если сейчас полностью закрываться, у меня возникает кассовый разрыв примерно в полмиллиона, — признается Алексей. — Потому что я как ушел в минус во время первого карантина, так пока и не «поднялся» за эти летние месяцы. Но тут что в лоб, что по лбу, так что буду что-то решать. Возможно, открою домашний бар по приглашениям — некоторые, я знаю, так делают. В гости-то нельзя запретить ходить, правильно? Ну вот, будут гости по входным билетам.
— Нужно понимать, откуда это идет, — рассказывает «МК» глава Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. — Началось с того, что в палатках запретили продавать алкоголь, а затем и пиво. Все продавцы выпивки переехали на первые этажи жилых домов. Следующим шагом в магазинах ограничили торговлю пивом и алкоголем по времени. Тогда, чтобы торговать круглосуточно, предприятия торговли массово перевелись в общепит — появился формат «наливаек». Мы, рестораторы, с самого начала были против них — потому что было ясно, что мы пострадаем от реакции властей. И вот сейчас запретили торговые залы меньше 20 метров — очевидно, в надежде, что эти торговые точки вновь станут предприятиями торговли и тогда ночная продажа алкоголя прекратится. Либо им придется добавить площади и переквалифицироваться в полноценные кафе.
Таким образом, у хозяев «наливаек» есть как минимум два выхода из положения, комментирует Бухаров. По его словам, спрос на такого вида товар тем или иным образом удовлетворят — хотя бы и нелегально. А вот настоящему общепиту в Москве от нововведений уже ни жарко, ни холодно — площадь кафе и ресторанов еще раньше ограничили «снизу» более внушительной цифрой в 50 квадратных метров. А повышать минимальную площадь баров, имеющих лицензию на алкоголь, до 50 «квадратов» в ближайшее время не будут, уверен глава Федерации рестораторов и отельеров.
— Проблемы с 50 квадратными метрами возникли в Питере несколькими месяцами ранее, — напоминает Бухаров. — Там в последние годы стал популярным формат не «наливайки», но полноценного маленького бара. И столкнувшись с противодействием общественности, которая выступила в защиту баров, власти города обсуждают компромиссные варианты. Так или иначе, когда-нибудь этот формат попробуют и у нас: ведь те же туристы не пойдут в бар в торговом центре, урбанистика требует заселенных магазинчиков и баров на уровне первых этажей. Маленькие помещения хорошо подходят и для семейных кафе, где работает сам хозяин или хозяйка. Но, разумеется, если есть конфликт ресторана и собственников квартир в жилом доме — он должен решаться на уровне совета дома, ТСЖ.