Возможность «застолбить» желанный том — а среди них попадаются ценные во всех смыслах издания — открывается 11 августа, но после сообщения о старте акции многие «охотники» за редкими изданиями уже открыли браузеры на нужной страничке и зарегистрировались. Это как с интернет-аукционами или продажей театральных билетов по жесткой цене: везет тому, кто быстро орудует мышкой и не спит в полночь. Есть еще, конечно, не очень-то честные, но действенные приемы с роботами, но книголюбы, кажется, такого еще не освоили.
- Собираюсь с полуночи сидеть за монитором, чтобы попробовать поймать мое любимое «юбилейное» собрание сочинений Шекспира — то, что с черными томами, - рассказывает Федор Севруков, филолог. - Вопрос не только в ценности самого издания, хотя оно у букинистов уже давно не стоит дешевле 5000 рублей, но и в том, что для меня эти тома — образ детства, а родительскую библиотеку, к сожалению, я утратил в начале 1990-х.
- Промониторю литературу по автомобилям, - рассказывает Дмитрий Яковлев, коллекционер старинной техники. - Иногда попадаются интересные специализированные издания. Все зависит от того фонда, на основе которого сформирована библиотека — иногда это поступления от какого-то известного профессионала, например, конструктора ЗиЛа или АЗЛК. Но и в обычных библиотечных фондах находятся подчас интересные вещи — такие, скажем, как «Правила дорожного движения по городу Москве» 1950-х годов, когда еще не существовало единых ПДД Советского Союза.
- В прошлом году «Списанные книги» помогли мне выполнить мечту детства, - рассказывает Алексей Вожжин, сотрудник страховой компании. - Я забрал из библиотеки своего района трехтомник «Властелина колец» Толкиена издания начала 90-х годов. Те самые книги, которыми зачитывался в детстве. На одной из них даже нашлось мое масляное пятно от бутерброда, который я опрокинул на книгу двадцать лет назад.
К списанию в библиотеках ежегодно предлагаются книги, не представляющие для учреждения культуры интереса по нескольким критериям. Как сообщили «МК» в библиотеке №43 имени Виктора Драгунского, это физический износ (впрочем, многие физически изношенные книги утилизируются в макулатуру, если это не ценные издания), малая востребованность на протяжении многих лет, большое количество находящихся в фонде экземпляров (то есть единственный экземпляр интересной книги вряд ли пойдет на списание). Год выпуска также является одним из факторов списания, подтвердили в библиотеке, но этот параметр далеко не главный.
Акция «Списанные книги» - прямое следствие внедрения в Москве автоматизированной библиотечной информационной системы (АБИС). В ней сейчас работает 411 из 440 библиотек города с общим фондом в 10 млн изданий. Именно этот общий каталог дает возможность выкладывать в общий доступ с возможностью бронирования те издания, которые та или иная библиотека предлагает к списанию. Еще одна функция АБИС — единый электронный читательский билет, действующий для всех библиотек, входящих в систему. Помимо районных, это такие серьезные организации, как библиотеки имени Некрасова и Тургенева. В Москве уже выдано почти 400 тысяч электронных читательских билетов.
- Судя по тому, что с каждым разом любителей списанных книг становится больше, сейчас мы ожидаем настоящий ажиотаж, - говорит сотрудница одной из библиотек района Щукино. - Возможно, кто-то из приходящих — на самом деле букинисты и берут книги для перепродажи. Но нам это не так важно — были бы спасены издания.