— Рейды по проверке масок и перчаток в общественном транспорте не прекращались, они проходят с момента объявления масочно-перчаточного режима. Несмотря на отмену масочного режима на улицах, согласно указу мэра носить средства индивидуальной защиты в городском транспорте по-прежнему обязательно, - напоминает руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Султанов.
Театр начинается с вешалки, а метрополитен — с турникетов. Как объяснили «МК» представители ГКУ «Организатор перевозок», всего на контроле масочного режима задействованы 350 человек, и за неделю они охватывают абсолютно все станции метро и маршруты общественного транспорта. То есть запоминать — мол, на «Электрозаводской» контролёры лютуют, а на «Бауманской» пропускают спокойно! – абсолютно бессмысленно: уполномоченные перемещаются со станции на станцию в соответствии с собственным графиком.
— Мы дежурим за турникетами, около эскалатора, - рассказала «МК» контролёр Ирина Баранова в ходе своей смены на станции «Сухаревская». – Проводим выборочную проверку, без каких-либо особых критериев: закон един для всех. Стараемся охватить вниманием каждого пассажира. Если у пассажира нет маски, но он настроен спокойно, мы предлагаем ему купить набор в кассе, маски всегда есть в продаже. В основном люди относятся с пониманием.
Действительно, сейчас купить маску — не проблема, так что наотрез отказываются надевать их только особо упрямые люди.
— Конечно, некоторые упираются: мол, а почему я должен, а вы мне обеспечьте эти маски! - продолжает рассказ контролёр. – Конечно, здесь есть элемент социальной ответственности: ведь уже доказано, что маски нужны не для собственной защиты, а для защиты окружающих от тебя, если ты скрытый носитель. Мы информируем всех, но если отказывается наотрез — тогда выносится постановление об административном правонарушении, выписывается штраф 5 тысяч рублей.
Правда, до настоящих штрафов дело доходит редко: большинство людей готовы идти навстречу. По словам контролёра, после нескольких дней такой работы глаз становится намётан — и легко можно увидеть нехватку не только масок (которую нельзя не заметить на лице), но и перчаток. И нужно сказать, что большинство пассажиров такие меры только приветствуют.
— Давно пора! А то мне иногда кажется, что я единственная, простите, честная идиотка: чинно езжу в масках, а все уже плюнули! Вот и ради чего у меня каждый день голова кружится от духоты: чтобы защищать тех, кто не удосужится защитить меня? – пылко поддерживает проверку пассажирка, представившаяся Натальей.
Процесс общения занимает считанные минуты — конечно, если все настроены мирно.
— Добрый день! У вас маска есть? Наденьте, пожалуйста? - останавливают контролёры молодого человека около эскалатора. Хлопнув себя по лбу: «Чёрт, постоянно забываю!», он запускает руку в рюкзак и вытаскивает повязку с рисунком. Всё в порядке, нормы соблюдены.
— Мы следим, чтобы люди проходили через турникет в маске. Если они снимают их ниже, на станции, это уже другая зона ответственности, - продолжает контролёр. - Однако в вагонах тоже периодически проходят рейды вместе с сотрудниками полиции.
Последнее уточнение очень важно: дело в том, что задерживать людей имеют право только полицейские — следовательно, если COVID-диссидент без маски решит перебегать из вагона в вагон (как раньше делали безбилетники), ловить его должен будет сотрудник органов.
Между тем, как объясняют специалисты, самыми безалаберными станциями — теми, где зафиксировано больше всего пассажиров без масок — стали «Тёплый стан», «Комсомольская», «Павелецкая», «ВДНХ» и «Савёловская». Поскольку все эти станции, за исключением «ВДНХ», примыкают к вокзалам, можно предположить, что львиная доля несознательных пассажиров — это те, кто приехал в Москву из других регионов и просто не знает современных правил метро. Ну а самые законопослушные пассажиры проезжают через «Новослободскую», «Улицу 1905 года», «Парк культуры», «Серпуховскую» и «Чеховскую».