Одна из старейших озеленённых крыш Москвы находится в Марьиной роще – она венчает небольшое четырёхэтажное здание, и доступ туда есть только у сотрудников находящихся внутри офисов. Наверху – приятный дикий газон с клевером и лопухами и прочим луговым разнотравьем. По словам ландшафтного дизайнера Ильи Мочалова, с момента создания сада в 2009 году за ним никто не следил, так что некоторые травы и кустарники появились на крыше случайно – семена принесли птицы, однако после некоторых размышлений решено было оставить их прорастать, а не бороться здесь за аккуратный английский газон.
«Нас сперва смутил, например, вяз. Семена принесли птицы. Однако мы решили, что не будем с ним бороться. Вообще ясени и вязы – это своего рода имиджевые для Москвы деревья наравне с клёнами. Ясени уже высаживают культурно, вяз мы тоже решили сохранить», - объяснил Мочалов.
Сейчас на озелененной крыше – минимальное благоустройство: деревянные мостки, чтобы не топтать газон, скамеечка с хорошим обзором района и множество скворечников, напоминающих маленькие домики Карлсона, самого известного завсегдатая крыш.
На вопрос, какие здания планируется в обозримом будущем облагородить висячими садами, специалисты отвечают широким жестом – мол, какие угодно!.. Глава столичного департамента природопользования Антон Кульбачевский уточнил: речь будет о невысоких домах, а не о небоскрёбах, однако для высоток тоже придумают решения.
«Городские власти должны поддерживать такие проекты – горизонтальное и вертикальное озеленение, в том числе озеленение крыш. Торговые центры, стадионы, больницы, школы, детские сады – это то, что будут в первую очередь озеленять, если у них стилобатные плоские поверхности крыш. Возможно, в рамках реновации эта практика тоже будет применяться, но не стоит принимать быстрых решений. Наша задача сейчас сделать так, чтобы процесс строительства зеленой крыши был намного проще, и каждый желающий, будь то житель многоквартирного дома, понимал механизм процедур согласования», - объяснил Кульбачевский.
Уточняется, что финальное решение всё равно будет зависеть от инвестора, работающего над проектом, однако ему будут предлагать такое современное и вместе с тем экологичное решение. Кроме того, Кульбачевский уточняет: почва, которая используется для прорастания садов на крышах, также сможет служить дополнительной помощью городской ливнёвке во время дождей – это своего рода «губка» для Москвы.
Напомним, что существующие стандарты ливнёвой канализации разрабатывались в 1960-х годах именно с расчётом на большое количество впитывающих почвенных участков земли. С течением времени Москва все больше уходила под асфальт, а затем – под плитку, однако стандарты ливнёвки оставались прежними – потому она и справляется не всегда, что ждёт помощи от такой природной «губки». Может быть, с появлением садов на крышах уменьшится количество тревожных фотографий подтоплений в социальных сетях.
«Конечно, в центре будет сложно озеленить старые здания, так как проектировались они без учета принятых сейчас стандартов. Но уже на новых объектах принцип озеленения крыш будет учитываться. Нам задают вопрос: а для кого это, если выхода на крышу для людей не будет? Так объяснение очень простое – для природы. Это то самое компенсационное озеленение», — пояснил президент Национального исследовательского Московского государственного строительного университета Валерий Теличенко, который несколько лет был депутатом Мосгордумы по округу, в который входит район Марьиной рощи.