Идею уже подтвердил глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов. По его словам, главная магистраль исторической Москвы — не единственный, но явно самый значимый проект велосипедизации населения. О планах протянуть по всей длине Садового кольца велосипедную дорожку глава столичного Дептранса упомянул вскользь — в ходе рассказа об аналогичном новшестве на Хорошевском шоссе, улицах Зорге и Маргелова. Однако легко понять, какой именно проект станет принципиально важным для города.
Решение уже принято: временная разметка для велосипедистов появится до конца июля — то есть в самое ближайшее время. Ну а до конца неспокойного 2020 года — постоянная полоса. И тогда можно будет колесить по Садовому кольцу на велосипеде… хоть кругами!..
— Велосипедную инфраструктуру на Садовом кольце мы ждали еще при его реконструкции. Она там была обещана, но в какой-то момент исчезла из проекта. Сейчас Садовое кольцо — это не улица, а полноценная трасса, по которой не очень безопасно ездить на велосипеде, по широким тротуарам тоже неудобно, — поделился с «МК» своими соображениями представитель движения Let’s bike it! Владимир Кумов. — Но у меня вызывает сомнения идея сделать именно велополосы. При скоростном режиме, который на Садовом кольце, делать нужно полноценные велодорожки. На которых велосипедист будет защищен от проезжающих автомобилей. Если посмотреть различные европейские рекомендации по велоинфраструктуре, там велополосы рекомендуют делать только на спокойных улицах со скоростью 30–40 км/ч. На Садовом фактическая скорость близка к 60–80 км/ч. Также интересно посмотреть, как Дептранс решит вопрос проезда всех тоннелей и эстакад, которые есть на кольце: пересечения с Новым Арбатом, Тверской и т.д.
Самое интересное, что этот вопрос — нужны ли именно велополосы, как проезжать через эстакады и как «подружиться» с автомобилями? — задают не только велосипедисты, но и те, кто предпочитает ездить на машине.
— Если говорить с точки зрения автомобилистов, то ничего хорошего в этой идее, конечно, нет. Садовое кольцо уже сужали, там уже есть стабильные пробки, я не могу сказать, что оно замечательно едет. Кроме того, после благоустройства там появились широкие тротуары, где запросто поместились бы и пешеходы, и велосипедисты, нужно просто сделать разметку. Почему этого нельзя сделать? — рассуждает представитель движения автомобилистов «Синие ведерки» Юлия Каблинова. — Однако это не единственный вопрос. Хочется спросить: а насколько безопасно будет велосипедистам на Садовом кольце на проезжей части? Здесь есть еще вот какой нюанс: проводили исследования, которые выявили — около 80 процентов велосипедистов не знают ПДД, они все еще воспринимают велосипед как развлечение, даже если выезжают в город. Ну а если бы знали, то не было бы необходимости выделять для них отдельную полосу: человек, знающий ПДД, может ездить по правой полосе проезжей части, не нарушая правила. Есть множество людей, которые пользуются всеми видами транспорта — и велосипедом, и автомобилем, и автобусом, — и они сходятся во мнении: дополнительная инфраструктура нашему городу не нужна, на велосипеде вполне можно ездить по существующим дорожкам.
Действительно, иногда складывается впечатление, что большинство велосипедистов убеждено: поездка на велике по Москве — это примерно то же самое, что на даче махнуть к реке. А некоторые ухитряются этим бравировать и в разговорах с автомобилистами напирать: мол, вы же правила учили, экзамены сдавали — вы и должны быть внимательными и ответственными на дорогах! Кстати, именно это часто становится неприятным сюрпризом для российских туристов за границей, где велосипедисты действительно считаются участниками движения со всеми правами и обязанностями. Так что проблемы, судя по всему, следует решать в другой последовательности: не стремиться отрезать от всех дорог по метру справа для велосипедистов, а, например, ввести для них экзамен на знание ПДД... Но пока что приходится иметь дело с существующими решениями.
Напомним, что велосипедная дорожка на Лесной улице, открытая на прошлой неделе, спровоцировала оживленные дискуссии среди местных жителей. Одна из главных претензий сводится к тому, что «свободное» место на оживленной улице стоило бы выделить под парковочные места: их на Лесной постоянно не хватает.
«Часть велосипедистов ушли с тротуаров. Пока что мы позитивно оцениваем результат. В то же время никаких затруднений для автомобилей из-за велополосы нет», — безмятежно отзывается о ситуации на Лесной улице глава Департамента транспорта.
Конечно, Москва не сразу строилась — и Садовое кольцо не сразу расширялось, сужалось, обрастало дублерами, тоннелями и «карманами». Когда пару лет назад нам пообещали высадить очередной миллион деревьев, многие москвичи недоумевали: что, нет других проблем, кроме обретения ясеней да кленов? Ну а теперь — ничего, привыкли, даже красиво... Может, и к велосипедной обочине привыкнем?