За ходом голосования по внесению поправок в Конституцию РФ наблюдают не только волонтеры (хотя чаще всего это люди, которые прошли уже не одну избирательную кампанию за последние несколько лет и умеют работать в сложных условиях). Среди активистов — и международные наблюдатели, и наблюдатели от партий, в том числе оппозиционных, и политологи, и представители Общественной палаты Москвы. Это позволяет делать вывод, что наблюдение поставлено на самый высокий уровень и сомневаться в легитимности и прозрачности голосования не приходится. Те проблемы, которые возникают, удается решить быстро и профессионально.
— Вчера вечером была попытка хакерской атаки на систему. Однако она не удалась: технические специалисты заранее предусмотрели все возможные типы атак, поэтому шанса не было. Система показала себя эффективно: злоумышленникам не удалось повлиять ни на ход голосования, ни на его результат. Но систему перевели в особый режим, чтобы защитить все голоса — это типовой маневр на такой случай. Наблюдателю, чей код использовали для атаки, восстановили доступ, — рассказал журналистам в воскресенье, 28 июня, официальный представитель Общественного штаба Александр Асафов.
По словам Асафова, по данным на воскресенье, 28 июня, явка по электронному голосованию составила 78%. На традиционных участках для голосования все — и наблюдатели, и члены комиссий, и сами голосующие граждане — обязательно обеспечиваются средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками, одноразовыми ручками. Соблюдение социальной дистанции по-прежнему обязательно. Те, кто уже проголосовал, это подтверждают.
— Да, все было спокойно, людей на участке практически нет. Передо мной выходила женщина, которая голосовала, но мы уже только на улице с ней встретились. Поэтому абсолютно все безопасно. Были двое наблюдателей, внимательно за всем следили. Мне подарили браслет, выдали ручку, маску с перчатками, хотя у меня свои были. Большая разметка полутораметровая, чуть ли не до входа в нашу школу, — поделилась своим опытом Екатерина Соколова, руководитель Департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ.
С ней согласился Александр Бессолицын, профессор кафедры истории экономики Института общественных наук РАНХиГС:
— Я голосовал на участке, все прошло замечательно: мне выдали маску, перчатки. Это заняло буквально 3 минуты. За ходом голосования следили несколько наблюдателей, и все было абсолютно прозрачно. Из-за рекомендаций Роспотребнадзора голосующих на участке было немного, и это, в общем, хорошо. Все рассредоточено, хорошо просматривается — сразу заметишь, если есть какие-то нарушения. Кроме того, не образовывается очередей из людей. Сейчас это особенно важно. Так что у меня нет никаких претензий к проведению голосования, — рассказал он.
Наблюдение по совести
Более 21 тысячи наблюдателей заняты на участках для голосования по поправкам в Конституцию РФ — об этом сообщил куратор Корпуса наблюдателей Вадим Ковалев.
— Всего 21 464 человека сейчас работают на участках города Москвы. У нас есть связь со всеми нашими «глазами» на участках. Мы делаем всё, чтобы голосование было легитимным, прозрачным, открытым. Мы приглашаем всех к работе в штабе — пишите, звоните, мы рады всем новым силам, — отметил Ковалев.
Кроме того, 1 июля любой желающий сможет подключиться к видеонаблюдению через специальный сайт и своими глазами смотреть, что происходит на участках.
Например, наблюдатель от ЛДПР Александр Долгорукий высоко оценил работу комиссий в Ломоносовском районе столицы.
— Я являюсь наблюдателем территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района от Общественной палаты. Я еще координирую работу вообще в Юго-Западном округе. У меня на сегодняшний день чаты 12 районов всех участковых комиссий Юго-Западного округа — это 436 комиссий, я каждую минуту нахожусь с ними в прямом контакте. Техническая часть — все на очень высоком уровне, я вам хочу сказать. Работа в УИКах поставлена на высоком уровне. При входе на каждый УИК находятся средства защиты, каждый спокойно может взять их. Я вчера проверял технические моменты: может ли человек проголосовать дважды, если уже проголосовал электронно, могу ли подойти проголосовать через «журнал». Я это проверю на нескольких участках. Это сделать невозможно технически, — заявил Долгорукий.
Присоединились к наблюдению за выборами и те, кто ранее проявлял неподдельный интерес к иным сторонам жизни в Москве.
— Мы работаем в группе оперативного реагирования на все жалобы. К счастью, их совсем немного, но, если возникают какие-то шероховатости и непонятные ситуации, мы все их разбираем. Иногда в телефонном режиме, иногда при помощи выезда мобильной группы на место. В общем, вопросы решаются, в основном они касаются недопонимания или же не до конца правильно пройденных инструкций по электронному голосованию. На данный момент, я считаю, все идет в рабочем порядке, — рассказал москвовед Филипп Смирнов, главный редактор журнала «Московское наследие».