К акции присоединились сотрудники социального приюта «Теплый прием», который оказались абсолютными утопистами, хотя им не откажешь в знании психологии лиц без определенного места жительства. Доверие у своих потенциальных подопечных они вызывают. Вместе мы отправились на встречу с новыми обитателями Национального парка.
Под трубой расположились трое – женщина и двое мужчин далеко не юного возраста. Застолье у них было роскошное: бутерброды с красной икрой, йогурты, спиртное. Приготовленные сотрудниками приюта упаковки сока и риса с сосисками они приняли с благодарностью, как должное. И это не спасение от голода. Лесной народ не голодает.
Укромная стоянка буквально завалена съестными припасами. Есть там почерневший чайник, потухший очаг. И это главная опасность для парка – огонь. Бомжи – мирные, добродушные люди. Они с удовольствием рассказывают о своем житье и уверены, что никому не мешают.
Сотрудники приюта, одетые в так называемые космические скафандры, какие мы видим последние два с половиной месяца на экранах телевизора, осмотрели лесных жителей, вручили брошюры «Справочник бездомного». В них указаны точки, где можно бесплатно поесть и помыться без предъявления документов, постирать и обработать одежду, воспользоваться услугами парикмахера, получить медицинскую и социальную помощь. В справочнике даются схемы с указанием по дням, где находится автобус, в котором раздают еду. По большим церковным праздникам эти службы не работают. Приводятся в брошюре и адреса приютов.
Спрашиваю у одного из своих новых знакомых – Евгения - будет ли он читать справочник. Женя отвечает: «Да я уже его листаю. Но что здесь для меня нового? Ничего. Я вам могу сам рассказать про эти приюты. Вот про этот, например (приводит конкретный адрес). Был я там. Все вроде бы чисто, но на второй день я там вшей подцепил». Его подруга распоряжается: «Да отдай ты ей этот справочник, раз она спрашивает». Вся компания заявляет, что любит свободу и ни на какие приюты ее не променяет. Спросила разрешения их сфотографировать. Тут же разрешили, заметив: «Вы первая, кто спросил. А так все приходят и снимают. Но мы не прячемся. Один фотограф приходил к нам несколько раз. Дал денег за съемку. Но мы не просили».
Сотрудник приюта для бездомных Илья Кусков объясняет:
- Видите, они нам пока не доверяют. Важно установит доверие, встретиться не один раза, а три-четыре, и только потом предложить переезд. Мы действуем только путем убеждения. Надо людей приручить, не действовать резко.
- А что вы этим людям можете дать?
- Мы предоставляем им место в приюте сроком от месяца до трех. Помогаем получить паспорт. У них ни у кого нет документов. Трудоустраиваем. Пребывание в приюте оплачивает русская православная церковь.
А вот инспектор парка обязан незваных гостей удалить с подведомственной территории. Но как это сделать? Сотрудники парка рассказывает, что новые жильцы прекрасно осведомлены обо всех акциях в ближайших магазинах, приходят туда и закупают по дешевке продукты. Никто не голодает. У многих есть квартиры. В них они зимуют, а как становиться потеплей, перебираются в лес. Многие считают себя экотуристами. Народ продвинутый.
Вместе мы идем ко второй стоянке. Навстречу попадаются две женщины в мини с агрессивной собакой. Это подруги еще одного лесного жителя, с которым нам еще предстоит познакомиться. Он соорудил шалаш, но после дождя жилище так подтопило, так что пришлось перейти на другую поляну. Мужчина в приличной одежде лежал на земле, уткнувшись лицом в траву. Возникли опасения, что он не дышит. Но, по счастью, все обошлось. Когда мужик встал и увидел направленную на него фотокамеру, тут же схватил камень и сказал: «Если не перестанешь снимать, убью кирпичом. Пусть меня лучше посадят». Хозяина охраняла злая черная собака, готовая в любой момент наброситься. Пришлось вооружиться палками.
На поляне стояла миска с очищенной и нарезанной картошкой, рядом - пустая бутылка из-под водки, пепелище, где еще недавно разводили костер. Инспектор говорит, что это самое страшное. Могут спалить в любой момент лес. Но Слава, как зовут нашего воинственного героя, излагает свою версию: «Я спасаю лес. Мы тут сами тушили огонь. Иначе бы все сгорело». Продовольственный паек – сосиски с рисом и сок – он благодарно принимает. А дальше, поговорив с сотрудником приюта, становится гораздо доброжелательнее и даже настаивает на интервью.
- Почему вы здесь живете?
- А что мне делать? Денег нет, работы нет из-за этого коронавируса. Так и скажите всем, чтобы оставили нас в покое. Мы никому не мешаем, а нам житья не дают. Зачем нас тут трогают? Нам нравится такой образ жизни. Как хотим, так и живем.
- Квартира у вас есть?
- Конечно. Я не бездомный. Вот сейчас домой пойду, помоюсь, а потом сюда вернусь.
Интересуюсь у руководства заповедника, какой у них есть административный ресурс, чтобы решить проблему с такими жильцами.
- Никакого. Мы можем только полицию вызвать. Пытаемся разговаривать, убеждать, но это, как правило, бесполезно. У них такой образ жизни. По- другому эти люди жить не хотят. Сейчас уйдут отсюда, но найдут новое место.
Заместитель директора «Лосиного острова» Андрей Твердохлеб рассказал, что выявив такие стоянки, их демонтируют, приводят территорию в надлежащее состояние. «Демонтаж строений не останавливает любителей свободной жизни. Они снова проявляются в другом месте. Поэтому такая работа проводится постоянно. Эта точка, где мы сейчас находимся, будет демонтирована уже завтра. А сегодня мы раздали гражданам брошюры с информацией, где можно переночевать, получить бесплатную еду и разноплановую социальную помощь, дали шанс вернуться в социум. Эта работа будет продолжена. Сейчас на улице 30 градусов жары. Мы видели, как один человек собирался готовить обед на костре. Такие случаи часто становятся причиной пожаров в «Лосином острове» - говорит он.
Возникает не только проблема захламления природной территории, повреждения лесных насаждений и нарушения экосистемы, но и возрастает риск возникновения пожаров.
Директор национального парка «Лосиный остров» Рустам Якубов разъясняет, что проблема в национальном парке существует давно: « Особенно в теплое время года инспекторы и лесничие находят в лесопарках много временных жилищ. Жалуются посетители лесопарков. Мы обязаны содержать территорию в порядке и убирать эти незаконные постройки. Когда мы демонтируем эти жилища, людей по-человечески жаль. Лишившись своего временного крова, человек должен знать, где сможет переночевать, получить медицинскую и социальную помощь. Поэтому возникла идея раздавать им брошюры с этой информацией с помощью социальных служб. Сейчас в период пандемии многие из них могут испытывать проблемы со здоровьем»