«Людей, которые не читают газет, нужно морально убивать на месте», — советовал Остап Бендер. Нечто подобное ждет посетителей, не читающих новостей и не захвативших с собой средств защиты. На моих глазах в парк не пустили парня и девушку — молодые люди не знали, что гулять можно только в маске и перчатках.
— Погулять не удалось, — пожаловалась мне девушка, — нас не впустили. Ладно, маски, но перчатки-то в парке зачем?
— А мимо нас прошла женщина, надела на руку какой-то пакет и ее впустили. Решили, что сойдет за перчатки!,— возмущался ее спутник.
У главного входа действительно дежурят сотрудники парка — проскочить не получится.
— Ну вот, шла подышать воздухом, а как через маску-то? — спросила я у сотрудников на входе.
— Можете снять на свой страх, но мы предупреждаем, что в парке ходит полиция, могут на месте оштрафовать. Приспустите маску с носа и дышите, а как увидите полицию — наденете, — участливо посоветовал мне работник.
Этому совету последовали многие посетители — чем дальше в парк, тем ниже спускаются маски с лиц гуляющих. Самые злостные нарушители — велосипедисты.
— Дышать в маске, когда едешь, очень трудно, — объясняет мне девушка, которая сделала пару кругов вокруг фонтана и остановилась, чтобы отдышаться.
Несет ли в себе опасность это маленькое нарушение — вопрос спорный, поскольку вероятность встретиться с кем-то на широких аллеях парка стремится к нулю. За двухчасовую прогулку я едва насчитала полсотни посетителей. Еще столько же сотрудников парка, рабочих и озеленителей. И это на 325 гектаров территории.
Съемочная группа одного из телеканалов и фотографы тщетно пытаются отыскать среди пустынных аллей москвичей. К одиноко гуляющей женщине с коляской тут же устремляются корреспондент с микрофоном и видеокамеры.
Посетительница, живущая неподалеку, признается, что и не ожидала увидеть в парке массовых скоплений гуляющих.
— Как только потеплело, многие наплевали на ограничения. Здесь рядом, вокруг Останкинского пруда, людей полно каждый вечер. Заграждения просто отодвигают и гуляют. Да и кто сюда приедет в будний день — разве что туристы, а их еще долго не будет, люди боятся в Москву ехать.
Еще несколько встреченных мной посетителей подтвердили, что и раньше регулярно выбирались на прогулки. Кто-то гулял вдоль забора закрытых парков, кто-то в своем дворе. Но выдержать в четырех стенах два месяца не удалось никому.
— Это же невозможно: и работа дома, и учеба у детей дома. Мы просто уснуть не могли, если не выходили погулять. Пришлось нарушать режим, иначе никак, — пояснила мне молодая мамочка с ребенком.
Из развлечений в парке только музыка — все павильоны, музеи и фудкорты закрыты. Музыку прерывают объявления администрации о необходимости соблюдать социальную дистанцию и реклама расположенных в парке ресторанов. Я попыталась отыскать заведение, о котором шла речь — там обещали воссоздать советскую кухню и обстановку. Кафе, ожидаемо оказалось закрытым, зато напротив работает универмаг — полупустые полки там вполне воссоздают советскую обстановку. Да и вся территория без туристов, делающих селфи, напоминает декорации к фильму о советской эпохе.
— Мне два красных и один зеленый, — таинственно сообщил покупатель женщине у кассы универмага. Продавец молча вынесла ему три упаковки лапши быстрого приготовления. Другой еды здесь раздобыть не получится.
Кофе на вынос тоже можно купить только в универмаге — как минимум до 15 июня закрыты все точки общепита, даже напитки на вынос. На вопрос, почему в городе продают кофе и еду на вынос, а здесь нет, сотрудник пожимает плечами:
— Пока хозяин не разрешит, — сурово заметил мужчина, показывая пальцем куда-то вверх, — ничего здесь не откроют.
Посидеть на скамейке тоже будет непросто — почти все они затянуты свежей полосатой лентой. Слева от фонтана Дружбы народов есть несколько скамеек, где для сидения там оставили ровно столько места, чтобы поместился один, не самый упитанный человек. Сотрудники парка поясняют, что сидеть можно только там.
Полицейских, вопреки обещаниям администрации, в парке почти нет. Двое сотрудников, которых мне не без труда удалось отыскать, заверили, что штрафов пока не выписывали. «Тех, кто без масок и перчаток, мы сначала предупреждаем», — сообщил мне полицейский, убирая свои руки без перчаток в карманы.
Еще двоих сотрудников полиции я встретила, уже покидая парк — они следили за тем, чтобы все посетители надели средства защиты. Полицейские остановили троих молодых людей, пытавшихся попасть в парк без них. На мою спущенную на подбородок маску внимания никто не обратил.
— Нас тоже заставили все это надеть, — недовольно сообщила мне женщина с двумя детьми, — Но даже в этих масках все равно гулять в парке лучше, чем у дороги.