Из межрайонного отдела вневедомственной охраны на Большой Очаковской улице выходят в полной экипировке: автоматы, бронежилеты. Да, конечно, эта тяжелая и пугающая обывателя амуниция совершенно не нужна, но без нее никак: положено. По обстоятельствам нынешнего момента форму дополняют маски — обычные медицинские белого цвета. Надеты, кстати, грамотно — обтягивают лицо.
— Никого не пугаем, — инструктирует бойцов командир. — Не гонимся, все очень спокойно. Подходите, представляетесь, рассказываете о важности самоизоляции, вручаете листовку — вот они — и желаете здоровья. Вопросы?
Вопросов никаких — такая позитивная задача всем только в радость. Патрулирование по старому району (двухэтажные дома перемежаются 5- и 9-этажками) в первые 15 минут не приносит результата: на удивление, пожилых людей на улице не видно. Вот люди гуляют с собакой, вот идут в супермаркет за продуктами (а других заведений тут, почитай, и нет, район спальный) — но почти все трудоспособного возраста. Наконец, отделение почты. Из дверей выходит мужчина лет 70 или даже больше на вид. Бодрый, с военной выправкой и в дорогих очках — но без маски... Росгвардейцы чуть не сказали автоматически «Здравия желаю!», но ограничились-таки гражданским: «Здравствуйте!»
— В рамках профилактики распространения коронавирусной инфекции, — улыбаясь, говорит лейтенант, — просим вас воздержаться от выхода из дома без острой необходимости, а также минимизировать контакт с другими людьми во избежание заражения. Это очень важно, потому что люди в возрасте от 65 лет находятся в группе повышенного риска! Вот, пожалуйста, возьмите буклет. В нем указана вся необходимая информация, которую необходимо знать о коронавирусе. Берегите себя, соблюдайте меры предосторожности. Всего доброго!
— Понимаете, — говорит мужчина, которого, как выяснилось, зовут Николай Степанович (росгвардейцы представиться не требуют, не тот случай). — Я работаю водителем-экспедитором. Вот сейчас, прежде чем отправиться на карантин, мне нужно было отправить штук двадцать срочных писем. Так что отправил — и могу уже домой с чистой совестью!
У магазина нагоняем двух женщин того же возраста. Тоже, увы, без средств защиты. «Да мы просто вышли за хлебом!» — говорят, немного опасливо смотря на автоматы и бронежилеты. Но улыбаются — потому что бойцы-то тоже улыбаются. Из-под их масок, может, и не очень видно, но тон разговора миролюбивый.
Следующая «цель» — седовласая солидная семейная пара. «Здравствуйте! Вы знаете, в рамках профилактики...» — «Ой, — смеется дама, — а нам еще нет 65 лет! Хотя скоро будет. Но мы, конечно, знаем про коронавирус, спасибо! Стараемся без дела не выходить. Только вот за хлебом!..»
Интересно, как работает генетическая память: давно уже хлеб не является основой рациона, а выходят в магазин, чтобы уж точно была уважительная причина — «за хлебушком». Ну правильно: скажешь «за креветками», а может, они не «необходимость»?..
А вот первый «клиент» в маске. Правда, при разговоре с росгвардейцами все порывался ее снять. Коренастый пожилой мужчина тащит тяжеленные сумки: закупается на себя и жену, чтобы в запас. Не беспокойтесь, говорит, я только по необходимости. Листовку, выданную бойцами, аккуратно складывает в сумку и устремляется дальше.
Кстати о листовках. Точнее, об информации. Если вы дисциплинированно сидите дома, но насущные вопросы о вирусе и о режиме самоизоляции у вас есть, — звоните на «горячую линию» +7(495)870-45-09. Пожилые люди всегда могут обратиться туда за помощью. Звонки принимаются ежедневно с 8.00 до 21.00.
...Самые пожилые из «пойманных» на этот раз — семейная пара хорошо за восемьдесят, он бывший инженер, она учительница на пенсии. Тоже ходили за продуктами. Причем опять же без масок: в них трудно дышать. Дети живут за границей, поэтому закупаться приходится самостоятельно.
— Берегите себя! — голос росгвардейца, годящегося им едва ли не во внуки, почти дрожит. Патруль идет по своим делам — служба, пенсионеры по своим — в подъезд девятиэтажки. Большинство понимает, что самоизоляция — это во благо. Но нелишним будет напомнить и то, что вторая часть материальной помощи (а это 2000 рублей) может и не достаться тем, кто не соблюдает режим самоизоляции.