Тревогу забили в конце февраля: шум, строители на территории, ночной вывоз контейнеров. «На поверхности» пока ничего криминального: идет ремонт павильона, что и естественно, учитывая, что в нем анонсировано открытие дорогого ресторана. Но дело в том, что год назад на районных форумах жителей Патриарших уже появилась картинка — 3D-эскиз нового облика этого ресторана. И она жителям решительно не понравилась.
— Работы по ремонту ведутся, и, судя по разговорам со строителями, надстройка павильона по-прежнему значится в плане, — рассказал «МК» архитектор Евгений Асс, член правления органа территориального общественного самоуправления (ТОС) «Патриаршие пруды». — Между тем мы настаиваем на том, что этот проект невозможен: с 2003 года сквер Патриарших прудов является объектом культурного наследия, и в связи с этим изменение облика павильона, как находящегося на охранной территории, незаконно.
Помимо собственно стеклянного «пузыря», который в проектном эскизе «венчает» павильон, волнение у жителей Патриарших вызывает то, что ресторан планируется высшей категории, с VIP-клиентурой — а это значит, что здание будет обнесено забором (он имеется и на эскизе), а со стороны Большого Патриаршего переулка понадобится обустроить вход, въезд и хотя бы небольшой паркинг. А это уже «реновация» всего сквера — не говоря уже о постоянных пробках в окрестных переулках.
— От имени ТОС мы обратились к мэру Москвы с требованием отменить разрешение на реконструкцию, — отмечает Евгений Асс. — Даже не будучи памятником, павильон является элементом комплексного объекта культурного наследия. Что важнее городу — бизнес частного ресторатора, которому нужно увеличить число столиков, или сохранение памятника, который любят москвичи и который знаменит на всю страну? Экскурсии на Патриаршие пруды водят по нескольку раз в день. Сохранение павильона в его историческом виде принципиально важно, а решение о его возможных функциях — это уже следующий вопрос.
По словам архитектора, увеличить вместимость ресторана возможно и без надстройки: например, за счет антресолей, которые имелись в изначальном проекте. Павильон в его нынешнем виде возник в середине 1980-х годов, однако не на пустом месте: это перестройка деревянного павильона 1939 года с использованием фрагментов оригинального здания. Причем осуществлял эту перестройку Михаил Хазанов, сын Давида Хазанова, одного из авторов первоначального павильона.
— Тогда масштаб и характер постройки удалось сохранить, и поэтому уцелел общий ансамбль прудов, — отметил Евгений Асс. — Нынешний же проект исказит масштаб всего сквера, радикально изменит архитектуру ансамбля — это непоправимый ущерб этому уголку Москвы.
Интересно, что рестораном — то есть коммерческим предприятием питания — павильон на Патриарших стал лишь в новейшее время. Деревянная постройка, по воспоминаниям жителей района, изначально служила для отдыха сотрудников московского трамвая, позже — в послевоенные годы — именно здесь была раздевалка, буфет и пункт проката знаменитого катка, увековеченного в фильме «Покровские ворота». В перестройку в павильоне появился молодежный клуб с выставками современного искусства и кафе — вот с него-то и началась история павильона как ресторана.
В настоящее время владелец будущего ресторана — крупнейший холдинг коммерческой недвижимости, владеющий в столице торговыми центрами, фуд-моллами, оптовыми рынками. Подлинный ли проект изображен на «утекшем» в Сеть эскизе, представители холдинга не комментируют, однако визуально этот проект весьма напоминает архитектурный «почерк» проектировщиков, обычно работающих для холдинга. В частности, стеклянные «пузыри»-мансарды — достаточно типичный элемент этого «почерка».
Заметим, что Департамент культурного наследия еще весной 2019 года предупреждал владельца павильона о недопустимости увеличения габаритов здания (письмо с предупреждением есть в распоряжении «МК»). На стороне защитников исторического облика павильона — и строительные нормы: на территории скверов запрещается возведение построек высотой более 6–8 метров. Однако не похоже, чтобы владельцев это останавливало: сейчас ремонтные работы ведутся без информационных щитов и ограждений, практически «хозяйственным способом». Очень скоро работы выйдут «наружу», тогда и будет видно: косметический это ремонт существующего здания или выдающееся «бесстрашие» застройщиков.