Не секрет, что москвичи периодически жалуются: мол, проводили дератизацию неоднократно, но каждый раз как по нотам: служба приезжает, проходит месяц — и крысы снова здесь. Отчего так происходит? Специалисты объясняют: во-первых, могли использоваться некачественные препараты. Во-вторых, их могло быть слишком мало — допустим, их разложили только в подвале, а крысы на самом деле прибегают из соседнего дома или магазина. В каждом конкретном случае — в каждом дворе! – надо обсуждать этот вопрос отдельно, а затем договариваться с санитарной службой.
– Мне сложно с ходу сказать, что такое «сплошная дератизация». Это понятие должно быть прописано в постановлении мэра, если такое было выпущено, – объяснил в разговоре с корреспондентом «МК» заведующий лабораторией дератизации НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора Сергей Рябов. – Дело в том, что в современной Москве за дератизацию отвечают сразу несколько организаций, даже в одном районе могут работать разные компании. Могу сказать, что в предыдущие годы под сплошной дератизацией понимали тотальную обработку всего города — и жилых домов, включая частные, и общественных пространств, и производства. Однако точно могу сказать, что яды, которые используют для крыс, вряд ли повредят домашним животным: специалисты работают не первый день, они умеют рассчитывать дозы и распределять отраву. В этом и суть — делать дератизацию так, чтобы травить именно крыс. Вот если за дератизацию отвечают фирмы-однодневки, где работают неопытные специалисты, тогда, конечно, получается на свой страх и риск.
Между тем в ответе на официальный запрос «МК» в Роспотребнадзоре не сообщили ничего о какой-либо «специальной» или сплошной дератизации. В ответе сказано: «Работы по дератизации в жилом фонде проводятся ежемесячно силами специалистов ГУП «Московский городской центр дезинфекции» в соответствии с распоряжением департамента ЖКХ и благоустройства. С целью контроля качества проводимых работ специалистами филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» ежемесячно проводятся плановые обследования жилых домов на заселенность грызунами».
Упоминаний об угрозе коронавируса – никаких. Хотя, конечно, это не единственный повод задуматься о травле крыс. Ранее специалисты объясняли: московские крысы запросто могли расплодиться из-за аномально тёплых осени и зимы. В тех дворах, где есть открытые мусорные контейнеры, – они чувствуют себя вольготно. Поэтому после дератизации, которую инициирует город, людям стоит быть внимательнее, выбрасывая мусор — иначе крысы быстро вернутся.
Напомним, дератизация – не единственный шаг города на пути к профилактике коронавируса: также глава Роспотребнадзора сообщила, что в Москве пройдёт отлов бездомных животных, которые также могут быть потенциальными переносчиками вируса. Такая мера уже вызвала неоднозначную реакцию горожан и волонтеров – об этом рассказала «МК» директор благотворительного фонда помощи животным "Добро вместе" Ольга Журавлёва:
-- Мы опасаемся, что владельцы, не разобравшись, начнут выбрасывать своих животных, а живодеры травить всех подряд. В России ни одного случая заражения людей коронавирусом от собак и кошек зафиксировано не было. Коронавирусы, которыми болеют собаки (CCoV) и кошки (FCoV) другого штамма – это не вирус (COVID-19), который начал распространяться из Китая и который опасен для человека. От котов и собак человеку он не передается, -- считает Журавлёва.
Ранее заведующий сектором кафедры вирусологии биологического факультета МГУ Николай Никитин отметил, что животные-распространители до сих пор не выявлены – предположительно ими могут быть летучие мыши и панголины.
Между тем, среди версий появления коронавируса — распространение его через крыс: точнее, через «съедобных крыс», которые пользуются популярностью в Китае и продаются, в частности, на злосчастном рынке в Ухани. Впрочем, ничто не ново под луной: в Средневековье, помнится, в эпидемии чумы тоже обвиняли именно крыс.