— Так, парень, это что? Тут съемка запрещена, это частная территория! — охранник рынка без бейджика несется наперерез. — Не снимал? Значит, уже стер... Отдаешь мне флешку или я забираю камеру целиком. У тебя проблемы, я не понял?
Рация на волне охранников — единственное «место» на большом оптовом рынке, где можно слышать чистую русскую речь. Оттуда несется: «Взял карточку? Все, отбой!» — и охранник, не прощаясь, растворяется в толпе.
Но времени выяснять, частная это территория или общественная, пока нет. Главное — узнать, как живут китайцы в российской столице. Пусть коронавирус пока бушует на их далекой родине — но все же...
Рынок живет как обычно: ворота открыты, вокруг гигантского главного корпуса — тюки с только что привезенной одеждой и тележки с использованным картоном. «Дарогу, паберегись!» — бегут люди с тележками. У входа палатка с шаурмой: говорят, что никакого карантина не объявляли.
— Я думаю, что этот вирус просто придуман! Китай всех очень сильно пугает, решили с ним так бороться, — в каждом таксисте, говорят, дремлет геополитик; в людях, готовящих шаурму, тоже.
И все-таки люди в масках на рынке попадаются чаще обычного. Они, как правило, не торопятся: юные девушки в масках сидят у входа в торговые павильоны с куртками и сумками (одна в маске сидит, другая без маски массирует ей плечи), мужчины постарше в масках прогуливаются по рядам. Среднего возраста китайцы курят у подъездов — маски опустили на подбородки.
Вдоль прохода с широкой шваброй идет молодой парень в зеленой маске и почти хирургическом халате. Швабра, тряпка и ведро издают ностальгический запах: хлорка! Один проход, второй, потом следующий проход: дезинфекция, выходит, идет без остановки!
Аналогичная картина — на эскалаторах: у резиновых поручней стоят двое парней в масках и с тряпками, пропитанными хлоркой. Они постоянно протирают поручни, периодически обмакивая тряпки в жидкость. В обычные дни этот рынок пахнет чем угодно — шаурмой, восточной кухней, резиной от дешевых кроссовок, даже немытыми телами иногда. Но чтобы хлоркой по всем коридорам… пожалуй, такое действительно впервые.
В торговом комплексе есть своя аптека — самая обычная аптека с безрецептурными препаратами и косметикой. В ней — очередь из покупателей, охранников, русскоговорящих сотрудников. Просят маски, мазь для носа, противопростудные средства — обычный «зимний» репертуар, разве что более активно, чем в обычные годы. «Что вы, китайских лекарств у нас нет и не бывает!» — даже пугается провизор. Но на любом крупном рынке, где есть множество неграждан России и даже не говорящих по-русски людей, есть свой медицинский кабинет (а иногда и целая неофициальная поликлиника). Целый медцентр есть и на этом рынке — там принимают врачи-специалисты, от гинекологов до хирургов. Отдельно существуют врачи (они, конечно, тоже в масках), которые могут посмотреть пациентов «по-быстрому» на самом рынке.
«О, — сказал врач, мужчина-китаец лет 50, согласившийся послушать кашель корреспондента «МК». — Это у вас давно. Очень давно!». Угадал — хронический бронхит, приобретен больше 10 лет назад. Что делать? Доктор пишет небольшую бумажку на китайском и дополнительно указывает название одного из кафе на рынке. «Это чай, — и обещает: — Китайские травы. Будет легче!».
В кафе импровизированный рецепт воспринимают как должное, берут бумажку и на обычной кофейной машине исполняют очень своеобразный напиток. Судя по виду и вкусу, его основу составляет имбирь — мелко наструганный, он занимает чуть ли не треть стакана. Затем какие-то травки, сверху для вкуса малиновый сироп (варенья бы, эх!), кипяток — и можно пить. Эффект, сразу можно сказать, живительный — настолько, что ноги пускаются в пляс прямо по торговому центру. А горло горит так, что кашлянуть в прямом смысле боишься. Бармен — тоже китаец — почти в открытую смеется: средство, видимо, не для слабых духом.
— Носить маски пока команды не было, карантин не объявляли, бояться нечего! — говорит охранник Андрей, уроженец Рязани: из-под воротника и манжет на обеих руках выглядывают китайские татуировки. Охранники и «контролеры» — их на рынке несколько разрядов, одни отгоняют любопытствующих, другие предотвращают драки, третьи собирают плату за «точки» — действительно никаких масок не носят. Кажется, меры предосторожности на одном из главных московских рынков — дело добровольное. Что будет завтра, если эпидемиологическая обстановка усложнится, — никто не знает.
Читайте также: Коронавирус живет на кнопках лифта двое суток