МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В московских ресторанах для туристов из Китая рассказали об эффекте эпидемии

"Набираем официантов, говорящих по русски"

Вторник, 28 января, стал началом больших трудностей для всех, кто обслуживает китайских туристов во всем мире: накануне власти КНР по эпидемиологическим соображениям приостановили групповые туры своих граждан за границу. В Москве есть множество компаний, для которых прерывание турпотока из Китая — а его прекратили минимум на месяц — может оказаться критичным. Прежде всего это рестораны китайской кухни «для своих»: известно, что туристы из Поднебесной больше любят знакомые блюда. Ведь даже персонал там — в основном из Китая, и далеко не все хорошо говорят по-русски. И тем не менее сейчас перед многими заведениями этого класса стоит жесткий выбор: адаптироваться под московскую публику или закрыться.

По заснеженной Москве еще ходят последние китайские туристы. Фото: Наталья Мущинкина

Фрунзенская набережная, недорогой ресторан (почти столовая). «Первичный» язык на вывеске и в меню — китайский, русский перевод еще нужно поискать. Внутри приглушенное освещение и тишина: как рассказала официантка, автобусы с китайскими туристами во вторник еще будут — в обед. А вот насчет среды уже непонятно: Москва обычно выпадает на первый день туров из КНР, так что сюда гости приезжают прямо с экскурсии по центру столицы. Если же групповые туры приостановлены — в среду никто уже не прилетит.

— Мы только смотрим телевидение, — рассказал администратор ресторана. — Нам не звонили и не писали закрываться.

На сколько хватит «живучести» ресторана, если туров в ближайшее время не будет, — администратор затруднился сказать, но месяц должны продержаться. Если станет трудно, может быть, сократят штат. О том, чтобы приглашать на обеды (скажем, в формате бизнес-ланча) москвичей, администратор сказал: «Мы пока об этом не думали. Но вообще, россияне любят китайскую кухню. Может быть, это будет хорошо».

Еще одно подобное заведение на набережной не только задумалось о привлечении российских клиентов, но и уже занимается этим. Как рассказала администратор этого ресторана, в ближайшее время официанты будут свободно говорить по-русски. Заведение собирается побороться — ни больше ни меньше — за сотрудников Минобороны, до которого рукой подать.

Третий «оазис» китайской кухни в Хамовниках расположен в куда более оживленном месте — рядом с метро «Фрунзенская». Там «МК» рассказали, что ставку на интернациональную публику сделали уже давно — и поэтому потерю туристов из Поднебесной не особенно заметят. Точно так же, как их коллеги из китайских ресторанов на «Красном октябре» и «Арме»: их целевая аудитория — изначально москвичи, работающие на этих лофтовых территориях.

— Будем надеяться, что граждан и уроженцев Китая не поставят вне закона в России, — рассказал «МК» представитель ресторана национальной кухни в одном из окраинных бизнес-центров столицы. — Нас пока не касается запрет, потому что основные посетители ресторана это китайцы, живущие и работающие в Москве, а не туристы. Конечно, мы были бы не против, если бы в наш ресторан ходили бы все москвичи.

Конечно, до такого радикализма вряд ли дело дойдет даже при катастрофическом сценарии пандемии коронавируса. Но вот запрет на импорт продуктов из Китая — прежде всего мяса тех самых экзотических видов животных, с которого, как полагают многие эпидемиологи, все и началось, — вполне может последовать. И тогда — смогут ли повара китайской кухни приспособиться к новым условиям? Останется ли получившаяся в результате еда истинно китайской?

— У нас почти все популярные блюда готовятся из российских продуктов, вопрос в их соединении, в рецептах, — рассказал «МК» повар китайского ресторана на Новослободской улице. — Российские клиенты заказывают чаще всего блюда с обычными для России сортами мяса: курица, свинина, утка. Их нет смысла возить из Китая. Экзотические блюда — другое дело, может быть, временно придется отказаться от них. Но уже сейчас их почти не заказывают у нас: боятся!

Получается, что спасением для китайских ресторанов в Москве может стать только московская же аудитория (часть заведений к ней уже приспособились, часть готовится). Но вкусовые предпочтения — вещь консервативная, и поэтому в отрыве от китайских туристов кухня в этих ресторанах получится «на московский лад». Мы уже видели пиццу с добавлением больших порций фарша и майонеза; суши, в которых редкий японец сможет признать элемент своей национальной кухни; переживем, стало быть, и «димсамы с усами».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах