На самостоятельной основе, как отдельный регион, Москва дважды участвовала в международных исследованиях качества школьного образования PISA. Дебют-2016 сразу же стал сенсационным: 519 баллов и 6-е место в мире в рейтинге по читательской грамотности; 531 балл и 6-е место по грамотности математической и 513 с 12-м местом по естественнонаучной. Московские школы тогда подтвердили свой уровень среди других стран мира — хотя по некоторым пунктам было очевидно, что требуется дополнительная работа. Итоги рейтинга 2018 года показывают, что эта работа проделана.
Московские показатели PISA-2018 оказались еще выше, причем, по естественнонаучной грамотности — сразу вдвое. Так, оценка читательской грамотности дала Москве 534 балла и 3-е место в мире; математической — 534 балла и 5-е место; естественнонаучной — 528 баллов и 6-е место в мире! Главным конкурентом Москвы, помимо образовательного «азиатского тигра» Сингапура, оказался, прежде всего, Китай. Впрочем, КНР выставила в своем рейтинге лишь 4 провинции (вероятно, сильнейшие), тогда как в Москве рейтинг учитывал всех школьников поголовно.
Таким образом, прогресс за два прошедших между рейтингами года очевиден. Учитывая, что основная база московского образования с 2016 по 2018 годы измениться не могла, остается заключить, что сработала школьная реформа. Она, напомним, стартовала в 2012 году (если считать с момента формирования федеральной законодательной базы — то в 2010 году) и состояла из нескольких ключевых компонентов.
Главный элемент, на котором строится управление современных государственных школ в Москве — единые нормативы подушевого финансирования (говоря проще, сумм, выделяемых из горбюджета на каждого столичного школьника). Еще несколько лет назад для нескольких десятков топовых гимназий в центре города такой норматив был чуть ли не втрое выше, чем для школ, обучавших «простых смертных», - к числу которых, понятно, принадлежало подавляющее большинство. Сейчас нет ни элитных гимназий, ни лицеев, все школы равны и перекос в финансировании устранен — и, с одной стороны, новый подход позволил повсеместно привлечь квалифицированных учителей. С другой стороны, школы начали более активно снабжаться современным оборудованием. Кстати, поставляют его в Москве лишь после того, как учителя пройдут переподготовку, позволяющую активно пользоваться техническими новинками: времена, когда, как в начале 2000-х, завезенные в школы компьютеры накрепко запирали в кабинете директора, стали историей.
Второй компонент реформы, в свое время вызвавший много нареканий - объединение школ в крупные образовательные «холдинги». В перспективе нескольких лет подтвердилось, что укрупнение образовательных организаций дало школьникам Москвы невиданный прежде выбор образовательных траекторий и профилей обучения, не говоря о секциях и кружках дополнительного образования. В одном и том же образовательном учреждении существует выбор между, скажем, инженерным, медицинским и кадетским классами — малым школам такое разнообразие не под силу, а большим вполне.
Не сбылись и опасения, что слияние школ «растворит» в общей массе самые сильные бренды среднего образования. Такие маяки, как, скажем, школа 1535, «Лицей Вторая школа» или «Интеллектуал» никуда не делись, они по-прежнему прекрасно учат, но если раньше таких школ было по пальцам пересчитать, то сейчас в каждой школе дети получают одинаково качественное образование. Но возможности, открывшиеся перед объединенными школами, привели к тому, что те же результаты PISA в Москве больше не зависят ни от места проживания и обучения ребенка, ни от статуса его семьи. Напомним, этот рейтинг проверяет навыки, которые невозможно получить, просто наняв репетиторов и «натаскав» ребенка. Хороший результат дает только качественное основное образование в комплексе с широким спектром образования дополнительного.
Такая система строится сейчас во всех московских школах: есть мотивация к достижению максимально возможных результатов каждым ребенком, будь то результаты ЕГЭ, победы в олимпиадах для школьников или самодиагностики. Последние, кстати, - полезный инструмент, введенный в Москве ради снижения остроты проблемы ЕГЭ. Именно самодиагностики позволяют московским школьникам выявить и ликвидировать свои пробелы в знаниях еще на дальних подступах к единым госэкзаменам.
Не забыта и стимуляция самих преподавателей: для педагогов, чьи ученики оказались самыми успешными по этим (и многим другим) показателям, премируют значительными грантами. Поэтому в Москве педагоги бьются за успехи каждого ребенка — что и дает убедительные результаты, в том числе, по рейтингу PISA.
Школьная реформа, завершающаяся в Москве, содержит еще несколько элементов: цифровизация в рамках «Московской электронной школы»; облегчение бюрократической работы и уменьшение отчетности; интеграция детских садов в образовательные комплексы, так называемые «Московские субботы». И если до последнего времени ряд наблюдателей выражали сомнения в правильности взятого курса, то сейчас стабильный рост результатов серьезного международного рейтинга дает возможность с уверенностью сказать — реформа удалась.