Ожидавшийся некоторыми аналитиками раскол по линии «Единая Россия» — оппозиционные партии в этом составе Мосгордумы, к счастью, не состоялся. Голосование по бюджету (а документ был принят подавляющим большинством голосов) стало индикатором гражданского мира в столичном парламенте. И заодно показателем политической зрелости московских избирателей: те из оппозиционеров, которые в результате недавних выборов стали депутатами МГД, оказались полностью способны договариваться с коллегами по парламенту и работать конструктивно. В то же время «Единая Россия», остающаяся самой многочисленной фракцией в нынешнем московском парламенте, проявила себя как организатор коллективной доработки законопроекта, построив диалог так, чтобы консолидировать вокруг бюджета поддержку всех фракций.
— В ходе рассмотрения бюджета к нему поступило много поправок, которые мы детально обсудили с депутатами и смогли найти ресурсы для увеличения расходов по ряду приоритетных направлений, — отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. — Новый бюджет получился социальным и в то же время бюджетом развития.
По сравнению с предыдущим годом расходы на главные приоритеты города — здравоохранение и образование — значительно выросли, подчеркнул градоначальник. Расходы на здравоохранение выросли на 30,4%, а образование получило дополнительные 25,8% финансирования. Полностью обеспечены финансированием крупнейшие транспортные проекты — строительство метро, дорог, создание и развитие Московских центральных диаметров. Профинансирована и программа реновации, которая в ближайшие три года должна выйти на проектную мощность.
— Предусмотрены расходы на поддержку промышленности, малого и среднего бизнеса и инноваций, — заверил Собянин. — Все приоритетные программы будут выполнены. Принятый бюджет является гарантией устойчивого развития города. Благодарю депутатов Мосгордумы за конструктивную работу.
Впервые в истории Мосгордумы за проект бюджета проголосовала фракция КПРФ: в прежних созывах коммунисты были последовательными противниками предложенной правительством Москвы версии городского бюджета. За исключением одиночного демарша Николая Губенко (воздержавшегося от голосования в 2014 году), КПРФ всегда голосовала против проекта бюджета, противопоставляя ему свой вариант. В этом году, однако, и базовая версия бюджета была сверхсоциальной, и ряд поправок, предложенных КПРФ, были приняты — в результате оснований для выступления против у коммунистов не было. Заработал механизм, позволяющий в парламенте не только дискутировать, но и находить компромиссные решения. В выигрыше все: и столичное правительство, и депутаты, а главное, москвичи.
— Мэрия отчасти пошла навстречу требованиям оппозиционных партий (по социальным вопросам например), отчасти — выстроила постоянную коммуникацию с оппозиционными депутатами, — подчеркивает политолог Дмитрий Орлов. — В этом и есть главная причина складывания довольно широкой коалиции, поддержавшей бюджет Москвы.
Как уже говорилось, бюджет 2020–2022 годов можно назвать не просто социальным, а сверхсоциальным. Доля этого сектора расходов бюджета ежегодно составляет около 1,7 трлн рублей — это более 53% совокупных расходов бюджета. Если добавить сюда городские программы развития — это составит около 90% расходов бюджета. При этом пока что в графе «доходы» ожидается рост: в 2020 г. доходы городского бюджета по плану увеличатся на 8,0% к предшествующему году, в 2021–2022 годах прогнозируется рост доходов на 9,5% в год.
К городским программам развития в первую очередь относится транспорт и строительство транспортной инфраструктуры: планируется, что к 2027 году 95% москвичей получат метро в шаговой доступности. В частности, в 2020–2022 годах планируется ввести в эксплуатацию 67,7 километра линий и 27 новых станций метрополитена. Главным проектом подземки остается Большая кольцевая линия. Еще одно ключевое транспортное начинание Москвы, полностью профинансированное новым бюджетом, — это Московские центральные диаметры (МЦД).
При этом Москва не концентрируется только на развитии общественного транспорта. В 2020–2022 годах планируется построить свыше 300 километров городских дорог, в том числе завершить хордовые магистрали (Северо-Восточную хорду, Северо-Западную хорду, Южную рокаду и Юго-Восточную хорду), продолжить формирование транспортной системы ТиНАО, проложить южный дублер Кутузовского проспекта.
— Особый акцент на транспортные проекты в принятом бюджете Москвы вполне обоснован, — полагает Константин Трофименко, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Высшей школы экономики. — С одной стороны, система общественного транспорта нуждается в масштабных вложениях, чтобы перейти в новое качество, соответствовать растущему мегаполису. В инвестициях нуждается и наземный городской транспорт, и внеуличный рельсовый, то есть метро и городские железные дороги. А с другой стороны — без крупных объемов дорожного строительства также не обойтись: хорды и рокады необходимы для облегчения транспортной ситуации, к тому же их строительство уже начато, и его нужно продолжать. Так что принятый бюджет можно в вопросе транспортной инфраструктуры считать вполне сбалансированным.
Не менее масштабные планы развития заложены в бюджет по здравоохранению: в ближайшие три года в городе появятся 72 новых медучреждения, в том числе 32 поликлиники, 21 больничный корпус и шесть подстанций Скорой медицинской помощи. Кроме того, продолжится ремонт поликлиник — в ближайшие три года будет отремонтировано 150 поликлиник. В сфере образования принятый бюджет Москвы предусматривает строительство 82 зданий школ и детских садов. По остальным направлениям социального комплекса работа также намечена огромная: в Москве откроется 45 новых спортивных объектов, построят и реконструируют 19 культурных учреждений.
Отдельно стоит сказать о системе социальной защиты: в бюджете на 2020–2022 годы запланирована масштабная программа модернизации учреждений этой системы. Капитальный ремонт ожидает 128 объектов соцзащиты, текущий — 223, а еще 154 учреждения оснастят дополнительным оборудованием. Сейчас радикально меняется имидж бывших собесов — они превращаются в современные, нужные горожанам всех возрастов клубы по интересам, точки сборки городской среды. Первенец такого формата — «Мой социальный центр» — уже открылся в Марьиной Роще, а в будущем подобные учреждения появятся во многих других районах Москвы.