Суета вокруг вагонов?
Всего на двух открывшихся диаметрах расположено 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. В будущем количество станций будет увеличено до 66, а число пересадок — до 27. Благодаря первым двум маршрутам МЦД общественный транспорт станет доступнее для более чем 4 млн жителей Москвы и Московской области.
Корреспондент «МК» проехала по 2-му диаметру (на схемах и указателях обозначается кодом D2 и цветом «фуксия») и убедилась: с удобствами — туалетами, кондиционерами, полками для багажа — все в порядке, мест для посадки хватает.
Сейчас, правда, «Иволги» перемежаются обычными электричками, но количество современного транспорта будет увеличиваться.
Как уже говорилось, сбои в движении поездов начались спустя считаные часы после открытия движения — забарахлили турникеты. И продолжились на второй день — после запуска диаметров в 9 утра от Нахабина до Москвы были увеличены интервалы движения с шести до 16 минут. Это произошло из-за неисправности механизма закрытия дверей в одном из поездов «Иволга». Пассажиры в буквальном смысле удерживали двери. «Наши специалисты приняли оперативные меры для того, чтобы было можно продолжить движение. При этом мы внимательно следили за обстановкой на станциях — на всем направлении она была штатной, скоплений людей не отмечено», — рассказали в пресс-службе Центральной пригородной пассажирской компании.
Вообще-то не стоит забывать, что удержание дверей одного поезда может привести к затруднениям движения на всем направлении, утверждают эксперты. Кроме того, попытка зайти в закрывающиеся двери поезда небезопасна. Ну что тут поделать — спишем эти мелкие неприятности на народный интерес к новому транспорту.
Но больше всего люди сетовали, что не могли в первые дни сесть на свои любимые электрички — расписание, мол, сильно перетасовали. И это при том, что одна из главных задач МЦД — это как раз избавление пассажиров от необходимости подстраиваться под расписание поездов. Составы на МЦД ходят в тактовом режиме, как в метро: каждые 5–6 минут, с 5.30 до 1.00, как в метро.
Были жалобы и на неудобство навигации, на непривычную тарифную сетку. Все их можно понять. МЦД — проект грандиозный и тоже подвержен «болезни роста». Недостатки замечены и скоро будут устранены. Вспомните, сколько ворчания было сразу после открытия МЦК? И что же? Уже через пару месяцев о них никто не вспоминал, а сейчас кажется, что центральное кольцо, удобное и надежное, возило пассажиров всегда.
И с тарифной системой (см. инфографику) все разберутся быстро. Главное пассажиры уже усвоили — проезд из ряда подмосковных населенных пунктов в столицу с помощью наземного метро обойдется значительно дешевле.
...Иду на пересадку со станции метро «Рижская». Маршрут второго диаметра проходит от Нахабина до Подольска. Его протяженность составляет 80 километров, время в пути — 120 минут. Вскоре на Рижской пересекутся три диаметра и, возможно, этот транспортный узел станет самым крупным для пассажиров — во всяком случае, на какое-то время.
Первый диаметр — от Одинцова до Лобни — выглядит несколько скромнее: 52 км, время в пути — 87 минут. Всего на двух диаметрах расположено 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо и радиальные направления железной дороги. В будущем количество станций будет увеличено до 66, а число пересадок — до 27. Благодаря первым двум маршрутам МЦД общественный транспорт станет доступнее для более чем 4 млн жителей Москвы и Московской области. В поездах появится более 900 тысяч новых пассажирских мест в сутки.
Совершить пересадку несложно, но координаторов не хватает
Власти не без гордости сообщили, что Москва по темпам введения центральных диаметров (фактически сквозного наземного метро) опередила Лондон. Да и пассажиропоток превзошел все ожидания. Больше полумиллиона пассажиров воспользовались Московскими центральными диаметрами уже в день запуска движения. 224 тысячи человек проехали по маршруту «Белорусско-Савеловский» и 277 тысяч — по «Курско-Рижскому». В общем, пассажиры осваивают новый вид транспорта весьма активно.
И я в их числе. Продолжаю двигаться к новой станции. Идти от «Рижской» недалеко, навскидку — метров 250. Из минусов, бросающихся в глаза, — указателей немного, помощников-подсказчиков в форме я вообще не заметила, но в принципе разобраться несложно. В конце концов, дабы не терять время, можно задать уточняющий вопрос бабулькам-торговкам, что я и сделала. Они стоят здесь годами и прекрасно знают, где расположена железнодорожная станция Ржевская.
Если нужно ехать в сторону «Текстильщиков», требуется пройти по пандусу, если к «Тушинской» — приходится топать по лестнице. Перехожу на платформу, с которой можно добраться на «Тушинскую», — так я доберусь до работы быстрее. Минут 12–15 на «диаметральном» поезде, потом пересадка в метро на одноименной станции, 6 перегонов — и я на «Улице 1905 года». А там до редакции рукой подать.
...Беспроводным Интернетом я воспользоваться не успела — слишком недолгим был мой путь. А вот люди, которые ехали с одной стороны области в другую, с головой погрузились в виртуальный мир телефонов и ноутбуков. Но время от времени выходили в реальный мир.
«Конечно, в первый же день поехал. Куда же без меня. Я и МЦК сразу же опробовал, — разговаривает по телефону парень — явный «метрофанат». — В целом все отлично. «Иволги» (поезда, курсирующие на диаметрах. — Авт.) как минимум не хуже «Ласточек».
Новые комфортные составы хвалят и другие пассажиры. Правда, одна девушка, беседуя с подругой, посетовала, что в составе не хватает автоматов с кофе и круассанами — утром не успела купить, а путь предстоит долгий...
Насчет собственно маршрутов Московских центральных диаметров скептики молчат. Просто уже стало очевидно: людям нравится, что до работы, родных или друзей можно доехать разнообразными способами. На том же Московском центральном кольце появились, скажем так, постоянные пассажиры — в основном те, кому удобно добираться до работы от порога до порога. Уже наметились и поклонники новых железных дорог, особенно из числа подмосковных жителей.
Московское метро вскоре станет одним из крупнейших в мире
— За последние годы благодаря инвестициям в транспортную инфраструктуру — в Московское центральное кольцо, в новые станции метрополитена, в новые дороги — у нас объем инвестиций в экономику увеличился в два раза. Это было невозможно, если бы не было развития инфраструктуры. Город задохнулся бы от транспорта и транспортных проблем. А вместо этого мы движемся вперед и хоть на чуть-чуть улучшаем транспортную ситуацию, — сказал Сергей Собянин на церемонии открытия проекта.
Эксперты уже заявляют об увеличении пропускной способности общественного транспорта всего Московского региона благодаря введению диаметров на 10–12%. И ведь это только начало. Планируется запустить еще три маршрута: МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» (Зеленоград—Раменское), МЦД-4 «Киевско-Горьковский» (Апрелевка—Железнодорожный), МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». К 2023 году общая протяженность путей внеуличного рельсового транспорта (метро, МЦК и МЦД) в столичном регионе составит более тысячи километров, количество станций увеличится до 498, а пассажиропоток — в 1,7 раза (более 12,5 млн человек в сутки). Московское метро станет одним из крупнейших в мире.
Благодаря повышению привлекательности общественного транспорта должно снизиться число жителей Подмосковья, совершающих ежедневные поездки в Москву на автомобиле. Это позволит уменьшить заторы на вылетных магистралях и МКАД. Произойдет снижение нагрузки на конечные станции многих линий метрополитена.
Теперь быстрее и удобнее будет добираться до делового района «Москва-Сити», Всероссийского института легких сплавов, музея Победы на Поклонной горе, музея-панорамы «Бородинская битва», учебных корпусов НИУ «Высшая школа экономики» и Российского университета транспорта (МИИТ), парков «Лианозово» и «Царицыно».
Благодаря использованию МЦД жители Московской области смогут экономить на дороге до 44 минут в день (215 часов в год), а жители Москвы — до 20 минут в день (105 часов в год).
Открытие МЦД-1 и МЦД-2 до 12% разгрузит прилегающие к ним линии метро и примерно на 5% вылетные магистрали Минского, Дмитровского, Симферопольского, Варшавского и Волоколамского шоссе. По оценке, количество автомобилей сократится на 30 тысяч в сутки, а объем выбросов вредных веществ в атмосферу — на 14 тысяч тонн в год.
Московские центральные диаметры являются совместным проектом Правительства России, Минтранса России, правительства Москвы, правительства Московской области и ОАО «РЖД». Линии наземного метро, проходящие через центральную часть города, свяжут столицу с населенными пунктами ближнего Подмосковья, существенно ускорив и сделав комфортнее поездки на общественном транспорте для миллионов жителей столичной агломерации.
— Московские центральные диаметры — это новый уровень комфорта по сравнению с традиционными электричками. И это солидная экономия на стоимости проезда за счет бесплатной пересадки на метро, — подвел итог Сергей Собянин.