Напомним: проект, представленный девелопером, разработан швейцарским бюро Herzog & de Meuron совместно с проектным бюро АПЕКС. Старинные корпуса бывшего пивоваренного завода (построенные по проектам в том числе Романа Клейна, Августа Вебера и других — и поставленные изначально на госохрану) планируется сохранить, но за уцелевшими корпусами, ближе к реке, предлагается разместить жилые корпуса на высоких колоннах, зрительно нависающие над старой фабрикой. Общая площадь проекта 190 тысяч квадратных метров, из них 150 тысяч приходится на новое строительство и 40 — на реставрацию.
Публичные слушания прошли драматично — и это еще слабо сказано. «Поднимите руки, — звонким голосом призывала депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева, — кто выступает за представленный проект?!». В зале, гудевшем от негодования, раздалось глухое ворчание в духе «надо смотреть», но поднять руку никто не осмелился. Зато на вопрос «кто против?» радостно поднялись десятки рук. Такая атмосфера: кто-то и готов смириться с застройкой (а где сейчас Москву не застраивают?), но активно ее отстаивать... увольте! Так и возникают революционные ситуации: старый порядок, может быть, многим вполне удобен, но не настолько, чтобы его защищать.
— Мы должны сказать застройщикам спасибо, — взял слово координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов. — Они своей градостроительной агрессией сплотили жителей района и окрестностей. А это проект агрессии, проект изнасилования этого клочка московской земли, где чудом сохранились и жилые кварталы, и памятники архитектуры. Обращаюсь к застройщикам и особенно к архитекторам: вы приходите не на выжженную территорию — вы приходите в сложившийся город, где десятилетиями живут люди в комфортной для них среде, на сохранение которой они имеют полнейшее право. Вы приходите на землю, где стоит прекрасный архитектурный ансамбль Бадаевского (Трехгорного) пивоваренного завода, и предлагаете поставить ему буквально на голову свой новый архитектурный комплекс.
У Бадаевского завода, расположенного чуть выше гостиницы «Украина» по течению Москвы-реки, есть и еще одна уникальная особенность — эта набережная, пока остается малоэтажной, дает нам возможность взглянуть на Москву «глазами Наполеона», напоминает Михайлов в своей статье, посвященной ситуации вокруг завода. Французский император в сентябре 1812 года провел в Дорогомилове целый день, ожидая «бояр с ключами от города», но так их и не дождавшись.
Отдельная история — арендаторы помещений на Бадаевском пивзаводе. Как рассказал «МК» один из предпринимателей, работающих на этой территории, их договоры собственник хочет расторгнуть в одностороннем внесудебном порядке, разослав всем соответствующие уведомления еще летом. «Единственное основание для досрочного внесудебного разрыва контракта, это п. 6.11— выпуск постановления правительства Москвы о сносе или реконструкции территории завода, — отмечает бизнесмен. — Однако никакого решения правительства пока нет (и вряд ли будет, в свете последних событий). Но представители собственника уже сейчас требуют от нас «выметаться вон». Разумеется, мы будем защищаться свои права в суде. Первые заседания в ближайшие дни».
Еще в начале 2010-х годов, рассказал собеседник «МК», тогдашняя дирекция завода предупреждала, что все может закончиться в любой момент – до 2013 года действовало Распоряжение Правительства Москвы № 109-РП о строительстве на этой территории жилого комплекса. В те времена, по его словам, контракты с арендаторами подписывались всего на 11 месяцев. Но к середине 2015 года владелец завода перешел на пятилетние контракты— и привлеченные стабильностью на Бадаевский пошли крупные и известные арендаторы. Эти договоры продлялись до последнего времени — а теперь собственник решил все «переиграть».
- Площадь участка «Капитал груп» 6 гектар, это не вся территория бывшего пивоваренного завода, - рассказали «МК» в пресс-службе застройщика. - На участке расположены 1, 2 и 3 строения. Все они будут восстановлены. Объекты культурного наследия - 1 и 3 строения - будут отреставрированы, а 2-е строение воссоздается по историческим документам. Это была инициатива инвестора: отправной точкой идеи восстановления корпуса варни (строение 2) был найденный на участке исторический фрагмент, который даже не являясь объектом культурного наследия, обязательно будет сохранен. Новое строительство располагается рядом с историческими зданиями, ближе к реке, и никак не касается и не нависает над объектами культурного наследия.
Как отметили в пресс-службе арендодателя - «Бадаевского пивоваренного завода», арендодатель имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке, при этом список возможных оснований не ограничивается нормативными актами правительства Москвы.
«Проект реконструкции Бадаевского пивзавода Херцога и де Мерона глубоко прекрасен», — замечает в своем блоге архитектурный критик Григорий Ревзин. К сожалению, когда речь идет о внезапной — со срывом подписанных договоров аренды и другой «чрезвычайщиной» — реконструкции обжитой людьми территории, архитектурные достоинства и недостатки конкретного проекта отступают на второй план. А на первый выходит простой вопрос: почему не спросили тех, кто вкладывался в развитие территории, кто наполнял ее жизнью? Да, юридически собственник в своем праве, а городские власти регулируют эти вопросы только в рамках действующего законодательства. Но и удивляться отношению, которое существует в обществе по отношению к застройщикам, после этого не приходится. Прошедшие общественные слушания — очередное тому подтверждение.