Второй вопрос повестки дня на заседании Мосгордумы — назначение на должность мировых судей — внезапно спровоцировал небольшой конфликт поколений в столичном парламенте.
Депутат Елена Шувалова отметила, что представленные кандидаты слишком молоды, и у них нет необходимого для работы жизненного и профессионального опыта. «У них нет за спиной иного опыта, кроме работы в судебных органах, причем на невысоких позициях: либо в канцелярии, либо помощниками судей. И на эти должности они попадали даже не после окончания вуза, но после окончания школы. Посмотрите биографии: образование многие получали заочно! Они ничего не видели в жизни», — подробно объяснила свою позицию Шувалова. По ее словам, назначать людей со столь скудным опытом на должность мирового судьи — как минимум опрометчиво.
Ее коллега по фракции коммунистов Павел Тарасов также отметил, что образование, полученное заочно, параллельно с работой, приводит к тому, что человек приспосабливает теорию под практические знания — хотя должно быть наоборот! — и воспринимает как норму то, что правильнее называть «так принято».
Однако против возможной дискриминации по возрастному принципу («эйджизма», как сейчас принято говорить), высказалось сразу полдюжины депутатов столичного парламента. Так, например, депутат Татьяна Батышева напомнила старый принцип «Молодым везде у нас дорога!».
— Да, они молоды. Но это быстро пройдет. Молодежи надо учиться, надо нарабатывать профессиональный опыт. К тому же многие из них учились на вечернем. Потому что они работали, набирались опыта! Также я бы напомнила, что мало у кого сегодня есть возможность учиться на дневном очном отделении — это довольно дорого, — заметила Батышева.
Депутат Инна Святенко между тем напомнила, что среди депутатов Мосгордумы есть люди и вовсе без высшего образования.
— Тем не менее они сегодня будут рассматривать важнейший закон города Москвы — о бюджете. Это всех устраивает, — отметила она.
Ей сразу же сделали замечание (по регламенту обращения депутатов друг к другу запрещены). Но коллегу по фракции «Единая Россия» тут же поддержал Александр Семенников:
— Я вообще не понимаю, о чем мы спорим. Это какой-то, как сейчас говорят, вброс. Средний возраст кандидатов — 33 года. Кто считает, что это мало?! Напомню, что среди нас есть депутат, которому 21 год. Так что же, ему законы можно принимать, а другим — нельзя их применять? Я не понимаю, почему всех так взбудоражили эти якобы молодые люди.
(Он имел в виду Виктора Максимова, избранного по округу №17. Депутат Максимов родился в 1998 году, он студент МГПИ по специальности «история», и его нежный возраст уже неоднократно становился поводом для шуток в стенах Мосгордумы.)
Депутат Екатерина Енгалычева подчеркнула, что ни у кого из депутатов нет претензий к конкретным кандидатурам молодого судейского состава — претензии только к системе, которая создает спорные ситуации. Депутат Евгений Герасимов также добавил, что современная молодежь во многом даст сто очков вперед тем, кто уже выходит на пенсию. «Надо заканчивать ворчать, что у нас такая-сякая молодежь. У нас замечательная молодежь!» — отметил он.
— Считается, что молодежь несет перемены. Поэтому стоит пожелать молодым людям изменить в благую сторону нашу судебную систему. И, конечно, соблюдать закон, ведь судья не может поступать иначе, — примирительно заявил депутат Сергей Митрохин.
В итоге постановление о назначении мировых судей в Москве (на отдельные судебные участки) было благополучно принято. При назначении на должность уполномоченного по правам человека в городе Москве аналогичных проблем не возникло: по закону кандидат не может быть моложе 30 лет и должен обязательно иметь высшее образование. Депутаты поддержали кандидатуру Татьяны Потяевой, которую предложил Сергей Собянин.
«Аппарат уполномоченного по правам человека в городе Москве продолжит оказывать содействие обеспечению условий и гарантий соблюдения прав и свобод человека на территории города Москвы, а также осуществлять правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты. Приоритетным в деятельности уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов ребенка», — отметила сама Потяева.