***
«Мы живём на съемочной площадке, наш район превратили в какой-то Чертановуд!» — так жители описывают в соцсетях ситуацию, в которой они оказались.
«Шум начался ещё в 7.30. В субботу! Орут, галдят, машины воняют. С добрым утром. Мы спальный микрорайон. Нам не нужны эти съёмки, которые мешают жить».
«Киношники реально задолбали. Своими вагончиками перегораживают проход к школе и поликлинике, во время съемок вообще людей не пропускают даже домой! Требуют машины убрать, а их и так ставить негде из-за ремонта дороги. Шумят и в окна светят поздними вечерами, хамят местным жителям, оставляют после себя срач! Сколько еще это можно терпеть?? Гнать взашей их надо!» — это крик души не одного и не двух человек, а жителей серии домов, расположенных на юге столицы.
Пейзажи жилмассива на юге Москвы привлекали работников киноиндустрии и раньше. В фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987 г.) есть сцена с вернисажем, которая снималась рядом с конноспортивным комплексом «Битца». Герой Петра Мамонова в фильме «Такси-блюз» (1990 г.) Лунгина живет в одном из домов Северного Чертанова. Здесь снимали «Даму с попугаем» (1988 г.), «Горячие новости» (2008 г.), «Еще один год» (2013 г.), «Коробку» (2015 г.) и многое другое. Попадание района на киноэкраны, особенно в период СССР и перестройки, вызывало у горожан только чувство гордости. В Сети можно найти воспоминания об этом: «Когда я училась в школе, здесь снимали фильм «Петля». Мы этим так гордились! Неудобств нам не доставляли».
Но настоящую славу району принесло «Притяжение». Кстати, местные жители смогли первыми оценить картину — народная премьера прошла в районном кинотеатре за несколько дней до официальной.
— С того момента, как «Притяжение» вышло на экраны, у нас повадились снимать все кому не лень, — рассказывает житель дома №6 Михаил Чавушьян. — Как медом им намазали. Причем, что интересно, Бондарчук снимал свой фильм так, что это никому не мешало. Даже был эпизод, когда съемки проводились во дворе недалеко от нашего подъезда. Я подъезжал к дому на своей машине, как вдруг ко мне подошел актер, который играет главную роль, — Александр Петров. Он долго извинялся и вежливо просил развернуться и объехать место съемки. Такое человеческое отношение воспринимается абсолютно нормально. Но то, что происходит последние два года, невыносимо.
Потом в Чертанове начали снимать популярные сериалы. Съемки проходят практически каждый день на протяжении 4–5 часов. Серии снимают в разных местах, но, например, у дома №6 (который включает в себя четыре корпуса, с 601 го по 604 й), это стабильно происходит 1-2 раза в неделю. Естественно, людям это мешает. Иногда процесс проходит ночью — тогда участники кинопроцесса включают мощные софиты, которые светят жителям в квартиры. Причем, по словам владельцев жилья, никакой компенсации за неудобства они не получают.
Москвичи жалуются и на звуковое сопровождение: съемка происходит с громкоговорителями, участники дают команды друг другу, а люди в квартирах все это слышат, расслабиться невозможно. Но это еще полбеды.
— В основном же они перекрывают нам проезды, — продолжает Михаил. — А они у нас и так узкие. Причем просто по-хамски ставят перед фактом: сейчас вы здесь не проедете. И нам, жителям, приходится задним ходом выезжать по закоулкам, потому что развернуться негде. Машины стоят слева и справа, можно ехать либо вперед, либо назад. Недовольство накапливалось у нас постепенно, но сейчас мы начали выражать его публично.
Жители микрорайона собрали немало фотодоказательств того, как съемки мешают им вести привычную спокойную жизнь — ходить в магазины, отводить детей в учебные заведения, возвращаться домой с работы.
— Вот посмотрите, фото со съемок сериала «Пацанки»: палатки на газонах; парковка и перекрытие главной пешеходной артерии района; мусор, оставленный съемочной группой; перекрытие парковки для наших машин, — рассказывает другая местная жительница, Юлия Андрианова. — К тому же после просмотра «Пацанок» складывается впечатление, что Чертаново — неблагополучный район. Это портит репутацию, от которой, между прочим, напрямую зависит стоимость жилья.
На других фотографиях, которые прислали в редакцию, запечатлен процесс съемок другого сериала — «Ольга». На снимках хорошо видно, как фургоны, стоящие прямо в пешеходной зоне, мешают проходу к школе и поликлинике. Включенные в темноте софиты бьют прямо в окна домов, а автовладельцам предписано убрать свои машины. Причем ситуация со свободными местами на парковках здесь не самая комфортная. Отогнать машину бывает просто некуда. Не успел убрать личный транспорт — все, твою машину заблокировали фургоны. Дети, которые привыкли без опаски перемещаться по свободному от машин пространству, теперь вынуждены лавировать между транспортом.
— Знакомая девушка рассказала, как прямо на тротуаре ее ребенка чуть не сбил фургон съемочной группы, — продолжает Юлия. — Ребенок в это время ехал на самокате.
Спецэффекты, которые зрители видят на экране, достигаются не только с помощью компьютерных технологий, но и реалистичным путем. На одном снимке — объятая пламенем машина, припаркованная рядом с универсамом.
— Было и такое: подогнали старые «Жигули», облили чем-то и подожгли, — комментирует Михаил. — Полчаса точно она у них горела, чадила на весь район.
***
В октябре этого года возмущение жителей достигло предела, и они объявили сбор подписей против киносъемок. Последней каплей стала небольшая, но обидная авария во дворе дома.
— Эта неприятная история произошла лично со мной 7 сентября около 10 утра, — рассказывает Михаил. — Я проехал до подъезда 601 го корпуса, преодолев все сложные повороты, и вижу, что они стоят там и снимают. Мне говорят: разворачивайтесь, у нас тут съемки. Я по-хорошему пытаюсь договориться, прошу: ребята, я сейчас задом не буду ехать полкилометра, чтобы вы смогли снять серию. Уберите камеры и технику, я проеду, и вы продолжите. Началась хамская потасовка, никто не двигался с места. Тогда я просто стал сигналить. Видимо, им это мешало, они нехотя отодвинули камеры, начали показывать в мою сторону неприличные жесты.
Михаил стал аккуратно проезжать. Но проезд все равно оставался узкий, ему приходилось каждые 30 см останавливаться и контролировать ситуацию.
— Когда я проезжал мимо них, один из участников процесса ударил сзади по машине ногой. Я голову назад повернул, а машина проехала чуть-чуть вперед и задела крыло припаркованного рядом авто. У них это все вызвало смех, они даже обрадовались, что такая ситуация произошла. Я не сдержался, говорю: вы что, уроды, делаете? Это же из-за вас все! Мало того что не дали мне проехать к дому, так еще и аварию спровоцировали. В ответ я услышал «сам виноват» и требование убрать свою машину, так как она портит им кадры.
Михаил решил пойти на принцип и вызвать дорожную полицию, чтобы по всем правилам зафиксировать ДТП. По его словам, киношники начали угрожать, что в этом случае дадут показания, будто он пытался передавить людей. Тем временем на улицу вышел владелец поврежденной машины, который тоже поддержал решение вызвать ГАИ. После этого участники киносъемки быстро свернулись и уехали в течение 15 минут. А сотрудник ГАИ перезвонил и сказал, что приехать сможет не раньше 16 часов. В итоге Михаил договорился с водителем и отдал ему деньги в качестве компенсации: «Получилось, что пострадал я. А те, кто на самом деле был виноват в этой ситуации, спокойно уехали».
В другой раз жильцы попытались выяснить контакты человека, который отвечает за производство кинокартины, чтобы с глазу на глаз выяснить отношения. Через несколько дней после инцидента во дворе снова оказались съемочные фургоны. Кроме того, на этот раз во двор загнали строительный кран, который перегородил проезд полностью не только для местного транспорта, но и для экстренных служб.
— Мы со старшей по подъезду Галиной Барановой подошли к ребятам и спросили, кто здесь главный. Когда откликнулся какой-то парень, попросили показать документы, в которых было бы написано, что они могут здесь снимать в это время. Он отшутился, что не обязан это делать и что все обговорено с кем надо. То есть они приезжают в наш район в гости, а мы, местные жители, не можем не то что проехать, а даже попросить документы, чтобы посмотреть, на каком основании они здесь находятся. С этим хамством сталкиваются люди со всего нашего микрорайона. Видимо, киношники хотят, чтобы люди на время съемок вымерли: не выходили из подъезда, не подходили к окнам, не пользовались транспортом. Нас это настолько достало, что мы решили организовать сбор подписей — в управу, префектуру и мэрию. Просим прекратить этот беспредел.
На днях инициативной группе удалось донести суть проблемы до главы управы района Чертаново Северное Александра Дёмина. По словам чиновника, управу лишь ставят в известность о проведении съемок уведомлением. И то не всегда. Дёмин пообещал взять эту проблему под контроль и донести ее до префекта.
***
Проблемы, с которыми столкнулись жители Северного Чертанова, активно обсуждаются в Сети. Позиция москвичей, решивших побороться за спокойную жизнь, не у всех находит понимание: «Да и пусть снимают, фильмы прославляют наш район и наш тоннель!».
Люди, которые стали невольными заложниками процесса съемок, с этим не согласны. «Мои дети в школу пройти не могут спокойно по пешеходной, на минуточку, дороге. Всё заставлено! Тут же и едят, и сидят, и дорогу перегораживают. С коляской по грязи или полрайона обегать! Люди в свой подъезд по 20–30 минут ни войти, ни выйти не могут. И все ради чего? Эту хрень и в павильонах снимать можно... Что они в состоянии прославить?» — пишет Елена Волкова.
Все сходятся в одном: главная проблема не в содержании кинокартин, действие которых разворачивается в Чертанове, и не в их качестве. А в том, что это мешает нормальной жизни.
— То, что они снимают, — их личное дело, — объясняет Михаил. — Кто хочет — смотрит, кто не хочет — не смотрит. Но хамское поведение и блокировка дворов — это уже не дело. Нам постоянно приходится думать: нет ли сейчас съемок, не перегородили проезд? Наши дома такой конструкции, что, когда ты едешь вдоль дома к подъезду, ты не видишь того, что около него происходит. Ты едешь и не знаешь, снимают там или нет. Все недовольны. Я здесь живу давно, с 1983 года. Район удобный и хороший, но сегодня мы не можем пользоваться нашей инфраструктурой из-за того, что у нас везде снимают кино.
К слову, экспериментальный микрорайон Северное Чертаново (не путать с административным районом Чертаново Северное) действительно уникален. По задумке архитекторов, это должен был быть «город в городе». Таким он и является. Многие ошибочно считают, что жилмассив строился к Олимпиаде 80. Это не так, он проектировался в начале 70 х годов прошлого века и задумывался как прототип новаторского жилья для светлого будущего. Планировалось, что по этому образцу будут построены и другие районы. Однако власти посчитали проект слишком буржуазным для простых советских граждан. Поэтому микрорайон на юге столицы остался единственным в своем роде.
Архитекторы удачно воплотили в жизнь идею освоения подземного пространства: внутри района нет автомобильных дорог, это безопасная пешеходная зона. Транспортный проезд устроен вокруг, а под землей расположены тоннели и гаражи, из которых жители могут попасть сразу на лестничную клетку домов. Заезд автомобилей к подъездам реализован с внешней стороны домов. Кстати, чертановский тоннель тоже засветился в съемках: в 2000 году Земфира сняла в нем клип «Искала», после чего туда стали наведываться поклонники.
Чертановские многоэтажки спроектированы в новаторском стиле. Комплекс бело-голубых жилых зданий повышенной комфортности выполнен с поворотными секциями и имеет изломанный ступенчатый силуэт. Часть домов стоит «на ножках», а другая часть имеет общие холлы первого этажа со сквозным проходом. По образовавшемуся коридору длиной в несколько сотен метров можно было пройти весь дом насквозь и, минуя улицу, выйти наружу в нужном месте. Этот способ особенно пользуется популярностью у жителей в непогоду. А последние этажи отдали для мастерских художников и архитекторов, которые используют пространство под крышей до сих пор.
Общественные учреждения расположены внутри микрорайона — это две школы, детские сады, универсамы, спорткомплекс с различными секциями и др. До всего можно добраться пешком, минуя автомобильные дороги. Посреди типовой советской застройки Северное Чертаново все эти годы выглядело уютным островком совершенно иной жизни. Пока сюда не пришло большое кино.