Итак, большой эксперимент по подсчету «железных коней» пройдет с 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года.
— Один из первых этапов эксперимента — разработка методических рекомендаций, в которых и принимается решение, какой тип кода будет использоваться, как он будет наноситься, — рассказали «МК» в компании-операторе, которая будут непосредственно заниматься установкой маркировок. — Эти данные появятся до 30 сентября. Но мы можем в любом случае говорить, что это некий цифровой код. Нанесен он будет, скорее всего, на сам велосипед или на какую-то этикетку, которая от велосипеда неотделима.
Смысл маркировки заключается в том, что, придя в магазин, покупатель может просканировать эту этикетку и узнать, где велосипед был сделан. Сделать это смогут и на таможне, и на складе. Реализовано это будет пока на небольшом количестве велосипедов от добровольных участников проекта. Если эксперимент признают удачным, то подобная маркировка может стать обязательной.
Идея маркировки как защиты от контрафакта или некачественного товара не нова. Есть маркировка алкоголя, сигарет... Только вот при чем тут велосипеды? Можно предположить, что подобная идентификация нужна еще и для поисков краденых велосипедов, однако...
— Если речь идет о метке, которая бы стояла на коробке от товара при ввозе его в Россию, то такая метка уже существует, — рассказал «МК» Михаил Соломонов, велосипедист и генеральный директор компании-дистрибьютора велосипедов. — Если речь идет о чипе на самом велосипеде, то под каждой рамой велосипеда есть уникальный номер — и при краже можно его по этому номеру найти.
С другой стороны, подобная маркировка должна защищать покупателей от нелегально ввезенной продукции. И здесь вновь возникают вопросы: от какой именно? Действительно ли у нас на рынке есть нелегальные или даже опасные для пользователей велосипеды?
— Да, есть фирмы-однодневки, которые ввозят свой товар по липовым документам, — говорит Соломонов. — Возможно, маркировка нужна именно для борьбы с такими поставщиками. Однако крупные официальные компании работают с проверенными дистрибьюторами, которые не промышляют контрабандой. К тому же сами покупатели выбирают рублем и чаще всего предпочитают проверенные фирмы с проверенной продукцией. Есть, конечно, и дешевый сегмент китайских велосипедов, которые продаются в больших супермаркетах, но чаще всего покупатели уже через пару дней жалеют, что приобрели такой товар.
Куратор проекта по развитию велодвижения в России Let's bike it Владимир Кумов считает, что маркировка — это скорее инициатива российских производителей велосипедов. «Видимо, есть какая-то проблема с велосипедами из Китая — и наши фирмы хотят навести порядок на рынке. Правда, я не слышал ни о каких проблемах с качеством китайских велосипедов». Большинство велосипедов, по мнению Кумова, скорее привозные из-за рубежа. В крупных городах в основном пользуются иностранными велосипедами. «Российские велосипеды дешевле, но у них сложнее обслуживание. Импортные, как правило, дороже и надежнее. Хотя за последние год-два в России появились неплохие велосипеды», — отметил он.