Напомним, сейчас идут выборы в VII созыв Московской городской думы. Столичный парламент был впервые выбран 12 декабря 1993 года одновременно с принятием Конституции России. После этого выборы в МГД проходили в 1997-м, 2001-м, 2005-м, 2009-м, 2014 годах. Неоднократно менялся принцип комплектования Мосгордумы — вначале, как и сейчас, депутаты избирались только по одномандатным округам, в 2000-х годах часть депутатов избирались по партийным спискам. В те годы, когда были отменены прямые выборы мэра Москвы, именно Мосгордума утверждала его кандидатуру по представлению Президента России (2006–2012 годы). Срок полномочий депутатов МГД был в конце 2000-х годов увеличен с 4 до 5 лет.
А мы пойдем на выборы
О том, что они собираются на выборы и не будут их игнорировать, «МК» рассказали практически все опрошенные общественники и деятели культуры. «Как любой другой нормальный гражданин, я, безусловно, интересуюсь темой выборов и, хочу подчеркнуть, всегда хожу голосовать, — говорит экс-министр культуры Михаил Швыдкой. — В моем избирательном округе происходит все то же, что и везде, — зарегистрированы кандидаты, они представляют свои программы, причем довольно интересные и привлекательные».
— Я хожу на выборы всегда первым, без меня не начинают, — отмечает депутат Госдумы Геннадий Онищенко. — Как-то раз пришел не в 7.50, а в 8.00, так избирательная комиссия уже испугалась — что со мной могло случиться!
Игнорировать такой инструмент демократии совершенно неразумно, считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. «Я очень не люблю разговоры в духе «мы никому не верим», «нас обманули», — говорит общественник. — Мне все время хочется спросить таких людей, обращались ли они хоть раз к депутату. Эта ситуация связана с желанием, что кто-то придет, что-то за них сделает, и сделает это хорошо. Это принцип «меня это не касается, а если сделано плохо, я буду хаять». Есть возможность ходить на выборы, посмотреть, какая у них будет программа, — пожалуйста, вы должны этим воспользоваться как инструментом».
— Почему это важно? — говорит джазмен Игорь Бутман. — Представьте, если я не пойду, еще кто-то не пойдет, потом будем говорить, что у нас плохая Мосгордума, плохой мэр или губернатор. Тогда нужно спросить: почему ты не пошел на выборы и не отдал свой голос, почему не потратил час своего времени, чтобы потом быть уверенным, что выразил свое мнение? Если я чем-то недоволен и пришел на выборы, я уверен, что сделал что-то, чтобы это исправить, — хотя бы потратил час времени и проголосовал. Некоторые и это не могут сделать, потом жалуются на всех: на жизнь и на себя. Я не хочу жаловаться на себя.
— Я думаю, что те люди, которые по долгу службы сами что-то производят, делают, они понимают, как много зависит от человеческого фактора, — говорит режиссер Юрий Грымов. — Те, кто управляет нашим городом, районом, подъездом, какой-то организацией ЖКХ, — все это важные люди. Мы можем увидеть каждый в своем дворе — если нормальный управляющий, значит, все нормально. Поэтому очень важно, кто будет представлять интересы каждого района в Мосгордуме.
Низкая явка — на руку меньшинствам
Итак, в руках активных горожан Мосгордума — отличный инструмент для того, чтобы так или иначе проводить свою волю. Но тут важно, какие горожане активны. Как поясняет Павел Данилин, по многолетним замерам в Москве имеется примерно 55–60% лояльного электората — это москвичи, которых в целом устраивает нынешнее положение дел (с теми или иными поправками). На выборы из них ходит около 15%. Куда более дисциплинирован коммунистический электорат — их, если убрать «сочувствующих», гораздо меньше, около 3%, но они всегда ходят на выборы. И около 10% москвичей поддерживают силы оппозиции, из них на выборы стабильно ходит около 1%.
— В Москве в результате стабильно на выборы приходит порядка 20% избирателей, — продолжает Данилин. — Но при этом, чем меньше явка, тем больше значит каждый голос представителя меньшинств. Итак, при низкой явке можно ожидать того, что оппозиционный электорат, придя на выборы, перекроет голоса лояльного электората. А потом мы с вами будем сидеть на диване и удивляться, почесывая затылок: почему это совсем не мы, а другие люди определяют политику в Москве?
Такая проблема характерна в России для всех уровней выборов, кроме президентских и выборов в Госдуму, отмечает политолог. Именно с этим, по его мнению, связан феномен, который когда-то окрестили «вы нас не представляете» — обычные граждане, в очередной раз не пришедшие на выборы, отказались от представительства, поручив политику представителям электоральных меньшинств.
— Конечно, голосование — это конституционное право, а не обязанность, — говорит политолог Глеб Кузнецов. — Можно, конечно, и не ходить на выборы. Но в этом случае совершенно точно ничего в городе не изменится к лучшему.
Что может Дума
— В соответствии с Уставом города Москвы, основным законом столицы, Мосгордума обладает целым рядом ключевых полномочий. Это и собственно законодательные (принятие и изменение любых городских законов, включая тот же устав и ежегодные бюджеты Москвы), и контрольные (вплоть до выражения недоверия мэру или правительству Москвы, аудит работы исполнительной власти), и финансовые (опять-таки утверждение бюджета).
— Москва — это субъект Федерации, то есть отдельный регион, — напоминает политолог, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. — И полномочия Мосгордумы по уставу — обширнейшие. Начиная с бюджета: первое, чем сейчас займется новый созыв МГД, — это распределение городских средств в зависимости от приоритетов. Теперь вспомним, что самые крупные бюджетные траты в Москве — социальные: на зарплаты врачам, учителям, огромное количество льгот и надбавок. Еще одна крупнейшая группа расходов — инфраструктура. И вот от состава Мосгордумы зависит, как будут распределяться эти деньги.
— Так что нужно идти на выборы и голосовать за кандидата, у которого сходные приоритеты. Скажем, в интересах пенсионеров — голосовать за расширение социальных программ, в интересах креативной молодежи — вкладываться в общественные пространства и арт-объекты, — говорит Матвейчев.
— Состав МГД определяется приоритетами избирателей, по-другому и быть не может, — резюмирует эксперт.
Существует еще одна важная функция Мосгордумы — на сей раз не вполне «документированная», но очень востребованная в реальной политике, отмечает политолог Павел Данилин. Это выражение «воли народа», которая часто является решающим аргументом в решении политических споров между разными группами интересантов. «Допустим, на выборах в Мосгордуму за депутата, который предлагает установить, наконец, разделительный барьер на Кутузовском проспекте, проголосовало много тысяч избирателей, — рассказывает эксперт. — Это уже весомый довод, который можно противопоставить нежеланию устанавливать этот барьер. Вот видите, — скажут те в мэрии, кто давно бы это сделал, но не было аргументов, — это воля народа! Неужели вы против? Не раз бывало, что этот аргумент становился решающим».