— Как проходил процесс сбора подписей на вашей кампании?
— Нам потребовалось 29 дней, чтобы собрать нужное количество подписей. Почти впритык, так что подтверждаю: времени очень мало. У меня работали 100 человек на сборе подписей, им помогали юристы. Всю последнюю ночь перепроверяли подписи. Я только на окончательное заверение и перепроверку подписных листов потратил 10 часов.
— Много оказалось брака?
— Выяснилось, что главный источник проблем — жители съемных квартир, которых очень много в нашем Таганском районе и вообще в центре (в 44-й округ входят также Тверской район, Якиманка и Замоскворечье). Бывало, что человек общается с волонтером, соглашается поставить подпись, и в последний момент выясняется, что он вообще-то тут не прописан. А это, помимо прочего, потерянные время и силы волонтера при том, что времени в принципе в обрез. Вообще, мы очень много сил потратили на внутреннюю проверку подписей и отсев брака. На протяжении всего периода сбора я сам регулярно садился вместе с нашими юристами, мы проверяли подписные листы. Всего нам пришлось отбраковать более 1500 подписей. Часть — из-за ошибок и помарок, но были особенно неприятные инциденты: среди волонтеров оказывались «засланные казачки», которые намеренно и довольно грубо малевали фальшивые подписи. Таких было, к счастью, абсолютное меньшинство, и мы вовремя выявили такие случаи и со всем справились. Здесь я должен еще раз сказать спасибо членам нашей команды, которые, несмотря на очень большую нагрузку в течение подписной кампании, всегда сохраняли бдительность и профессионализм.
— Что было самым трудным?
— Застать москвичей дома. Сейчас ведь лето, многие уезжают на дачи, на курорты. Те, кто не уезжает, напротив, могут допоздна работать, волонтеры просто не застают их дома. Мне повезло, у меня собралась потрясающая команда волонтеров, юристов, которые весь месяц не покладая рук занимались сбором, проверкой и перепроверкой подписей. У нас работало на постоянной основе два открытых штаба и больше десятка пикетов, подписи собирали на дворовых встречах. Когда было свободное время, я сам обходил квартиры и собирал подписи — тут выручило, что я давно работаю в Таганском районе, а в других меня успели узнать благодаря работе на кампании по выборам мэра в прошлом году. Меня узнавали, охотно шли на контакт, оставляли подписи. Все-таки главное — это общение с людьми. Есть разница между пришлыми людьми, которые в округ выбираются раз в пять лет во время выборов, и человеком, который постоянно здесь работает. Люди это чувствуют. Вторая трудность — это, конечно, бумажная волокита, связанная со сбором подписей. Я убежден, что нынешняя процедура излишне осложнена. Я уже говорил, что только в последний день перед сдачей 10 часов подряд сидел, подписывал и перепроверял листы, вглядывался в каждую точку и запятую. Это преодолимо, но неоправданно жестко и не отвечает никакой цели, кроме как вымотать кандидата и команду. Считаю, что процедуру надо пересматривать и какие-то откровенно формалистские вещи — смягчать.
— Этап сбора подписей позади, сейчас — самое интересное время кампании.
— Мне кажется, не совсем верно так нарочито разделять этапы кампании, да и вообще — отделять кампании от периодов штатной повседневной работы. Я во время кампаний делаю во многом то же самое, что и каждый день в качестве главы муниципального округа: встречаюсь с людьми, вникаю в проблемы района, вместе с жителями ищу и предлагаю способы решения. Для меня эта кампания — продолжения систематической работы, которую я постоянно веду в последние годы. Просто я составляю определенный список актуальных проблем, которые действительно беспокоят жителей — все проблемы, для решения которых нужны дополнительные рычаги, за пределами полномочий совета муниципальных депутатов. Один из таких рычагов — Мосгордума. Я очень хорошо вижу, что есть огромное количество людей, которым сейчас не все равно, что происходит, и они хотят что-то изменить. Приведу вам простой пример: на наших акциях «ЭкоВЕСНА», посвященных проблеме мусора, мы собрали тысячи подписей за скорейшее введение раздельного сбора отходов. Люди сами готовы что-то менять в своих привычках, они хотят, чтобы что-то начало меняться. У нас очень вдумчивые, неравнодушные избиратели.
— На что вы будете делать ставку в оставшееся время?
— Как я уже сказал, на общение с людьми, на работу «на земле», на решение реальных проблем. Кандидат в депутаты Мосгордумы должен знать свои районы и знать, что волнует жителей. Общими словами тут никак нельзя ограничиться, нужны настоящие дела. Поэтому я организовываю и буду продолжать организовывать встречи во дворах и точно знаю, что каждый двор особенный. Универсальных рецептов тут быть не может, хотя проблемы где-то похожи: капитальный ремонт, парковки, благоустройство, сохранение культурного наследия…