МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Новые технологии позволили выявить серьезные нарушения у кандидатов в Мосгордуму

Сверхпрозрачные выборы: чем запомнится кампания-2019

До выборов в Мосгордуму 8 сентября остается половина месяца, кампании большинства кандидатов вышли на финишную прямую. Сезон выдался достаточно интересный для наблюдателей и избирателей — предвыборная гонка-2019 в Москве запомнится новым уровнем прозрачности процедуры и тщательностью проверок. Причина этого — прежде всего новые технологии, вставшие на службу избирательных комиссий. На максимальную открытость процедуры настроены и избиркомы, и наблюдатели, так что можно уже сейчас прогнозировать: нарушения практически исключены.

Фото: Наталья Мущинкина

Технологии приходят в выборный процесс с двух разных сторон. Во-первых — перевооружаются сами избирательные комиссии: системы наблюдения, урны-сканеры (КОИБы), эксперимент по электронному голосованию через портал госуслуг (только в 1-м, 10-м и 30-м избирательных округах). Во-вторых, за всей предвыборной процедурой — от выдвижения кандидатов через их регистрацию до самого дня голосования — следят миллионы пользователей соцсетей.

В этом году на одно место в Мосгордуме претендуют в среднем 5,1 человека: напомним, из более 400 выдвинувшихся кандидатов зарегистрированы были 233 человека, в том числе 171 по партийным спискам и 62 самовыдвиженца. Интересно, что самовыдвижение — и сопутствующий ему сбор подписей — на сей раз выбрали многие кандидаты, которым не составило бы труда войти в партийные списки. Это тоже новый уровень прозрачности и честности выборов: сбор подписей, который предполагает самовыдвижение, это проверка кандидата на «прочность» его штаба и на доверие избирателей.

Дело в том, что процедура сбора подписей, которая применяется уже вторую кампанию в Мосгордуму, весьма сложна: нужно собрать подписи не менее 3% списочного состава избирателей данного округа. Причем подписи должны содержать паспортные данные и быть оформленными в соответствии с очень жесткими правилами. В разных округах необходимое число — от 3 до 5 с лишним тысяч избирателей. Для большинства кандидатов, успешно зарегистрировавшихся на выборы, это, по их словам, было большим испытанием. Но справились с ним больше самовыдвиженцев, чем в 2014 году: тогда в регистрации отказали 107 претендентам, сейчас число «отказников» составило 57 человек, из которых 39 — самовыдвиженцы.

— К кандидатам наши окружные комиссии, да и Мосгоризбирком, отнеслись максимально лояльно, в том числе и по просьбе Общественной палаты, — рассказывает глава МГИК Валентин Горбунов. — Все технические ошибки и недочеты, которые только можно по закону, трактовались в пользу кандидатов. Всего по результатам разбирательств кандидатам было возвращено более 4000 первоначально забракованных подписей.

Однако со сбором подписей справились не все — более того, у ряда кандидатов были обнаружены нарушения, несовместимые с регистрацией. Больше всего сотрудников окружных комиссий поразили «мертвые души» — подписи людей, скончавшихся до начала избирательной кампании. Причем иногда — на несколько лет раньше. Это — очевидный признак «рисовки», то есть фальсификации подписей. Алгоритм простой: берется той или иной «свежести» база паспортных данных (они продаются на черном рынке), по ней сборщики делают подписи без ведома самих «подписавшихся» жителей. Стоимость полученных таким образом поддельных подписей на порядок меньше, чем «живых», — ведь при обходе квартир и сборе на пикетах число людей, готовых предоставить свои паспортные данные, не так уж велико, и нужно нанимать много сборщиков сразу, чтобы в сжатые сроки успеть собрать подписи честно. В пользу этого предположения говорит то, что никто из «отказников» не смог представить доказательства реальности своих подписей в судах.

— Мы за последние, наверное, четыре года либерально относились к таким проступкам (фальсификации подписей. — «МК»): ни одного такого сборщика не посадили, ни одного кандидата не посадили, — заявил замглавы ЦИК Николай Булаев. — Я думаю, что это надо прекращать. Мы не карающий орган, но каждый должен получить по заслугам. Мы обязательно отправим все материалы в следственные органы. Я думаю, что если дело доведут до уголовной ответственности, количество желающих после этого «рисовать» подписи сразу уменьшится.

Ряд политологов предполагают, что план незарегистрированных кандидатов был такой: сдать заведомо «непроходные» подписи избирательным комиссиям и пригрозить уличными протестами, если их не зарегистрируют. Взять на «слабо» МГИК, однако, не получилось, и в этом случае включается программа-минимум: хотя бы оправдаться в глазах спонсоров. «Мы все-таки попытались»...

Так или иначе, без «отказников» борьба в округах идет серьезная. В округе №42 два фаворита гонки: яблочник Михаил Меньшиков и профессор МГУ Сергей Никитин. Оба независимы, эффектно выглядят и отлично держатся на публике. В 6-м округе детский омбудсмен Москвы Евгений Бунимович померяется силами с 5 конкурентами — самовыдвиженцем Михаилом Булыхиным и кандидатами от СР, ЛДПР, КПРФ и «Коммунистов России». В 43-м округе по суду восстановлен выбывший из гонки Сергей Митрохин — экс-депутат МГД от «Яблока». Он сразится с партийными кандидатами разной направленности.

— Конкуренция на выборах достаточно высокая, — рассуждает политолог Олег Матвейчев. — Найти кандидата можно по любым убеждениям. Практически во всех округах представлены самовыдвиженцы, иногда и не по одному. Удалены лишь те, кто претендует на раскачивание ситуации в целом, и это справедливо.

Напомним, работу окружных избирательных комиссий (ОИК) на предвыборном этапе обеспечивали более 1500 человек. Впереди — еще более двух недель, во время которых будет проводиться досрочное голосование (бюллетени в закрытых конвертах хранятся в ТИКах до дня выборов), можно будет оставить заявку на голосование на дому. А уже скоро откроются избирательные участки, информация о которых будет размещена на досках объявлений и на сайте Мосгоризбиркома.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах