МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

После завершения регистрации кандидатов в Мосгордуме заговорили об обращении в органы

Идет сбор материалов о подделке подписей

Центральная и Московская городская избирательные комиссии завершили этап регистрации кандидатов в Мосгордуму — дальнейшие изменения в избирательных бюллетенях 8 сентября маловероятны. В ходе проверок и разбирательств избиркомы были максимально лояльны к кандидатам, часть подписей признали действительными. Окончательный отказ получили те кандидаты, у кого были обнаружены грубые нарушения законодательства, и теоретически их штабы могут ждать уголовные дела, утверждают в ЦИК.

Фото: АГН «Москва»

На фоне общероссийского выборного процесса кампания в Москве — заметная, но все-таки лишь часть, заявил зампред Центризбиркома Николай Булаев. 8 сентября выборы пройдут во всех без исключения субъектах Федерации — на кону стоит в целом почти 50 тысяч мандатов, за них сражаются без малого 110 тысяч кандидатов. По словам Булаева, всего по России отказ в регистрации получили более 10 тысяч кандидатов.

На городском уровне статистика тоже вполне мирная, подчеркивает Булаев. Напомним, кандидатами в Мосгордуму зарегистрировано 233 человека, из них 171 по партийным спискам и 62 самовыдвиженца. Менее чем четыре кандидата будут в бюллетенях только на двух избирательных округах, в остальных выбор будет больше. «Выборы являются конкурентными, — резюмировал замглавы ЦИК. — Все партии имеют возможность представить своих кандидатов в Мосгордуме, и если у них не получится, это будет зависеть только от воли избирателей».

В избирательных бюллетенях 45 московских округов — не только и не столько профессиональные политики, но и известные в городе люди самых разных профессий. Среди них — университетская интеллигенция, журналисты, бизнесмены.

— Выборы, безусловно, достаточно конкурентные, — подтверждает политолог Олег Матвейчев. — В среднем пять человек есть в бюллетенях по каждому округу. В некоторых округах и гораздо больше. Представлены все политические партии: и КПРФ, и СР, и ЛДПР. В большинстве округов есть и независимые кандидаты, кое-где и не по одному. Другое дело, что часть нашей оппозиции это не устраивает — вероятно, они хотели бы оказаться в бюллетенях в одиночестве, но это у них не прокатит, такой вариант «власти меньшинств» совершенно недемократичен.

Из 426 кандидатов в регистрации отказано 57 (против 107 «отказников» в кампанию 2014 года). Процент отказов, таким образом, примерно такой же, как в целом по России, заверил Николай Булаев. Среди самовыдвиженцев процент «отказников» объяснимо выше — за ними не стоят мощные оргструктуры партий. Впрочем, и среди партий — непарламентских прежде всего — отказы были: например, шесть отказов получило «Яблоко» (в последний момент суд обязал зарегистрировать в качестве кандидата экс-депутата МГД и бывшего главу московского «Яблока» Сергея Митрохина).

— Чаще всего кандидатам для регистрации недоставало достоверных подписей, было 106 подписей умерших людей, что, на мой взгляд, уже за гранью добра и зла, — пояснил Булаев. — Но были и другие причины. Например, пятеро кандидатов не представили в полном объеме сведения о финансовых активах и недвижимости за рубежом. Это ошибка или сознательное нежелание указывать такую информацию — но в любом случае это причина для однозначного отказа. Даже если собрано достаточно корректных подписей. Таков закон. У одного из самовыдвиженцев зафиксировано использование должностного положения для целей кампании — это также служило бы основанием для отказа, если бы он даже смог собрать достаточно подписей.

Подписи, признанные в округах недействительными или недостоверными, затем проверялись на уровне города и ЦИК, заверил чиновник. 2526 подписей кандидатам возвращены — уточнялись данные паспорта, прописки. МГИК и ЦИК послушались обращения Общественной палаты, просившей отнестись к проверке подписей максимально лояльно, поэтому по итогам проверки вместе с кандидатами добросовестные ошибки принимались и подпись возвращалась.

— Команда почерковедов, которую мы пригласили, — это лучшие в стране специалисты, — отмечает Булаев. — Заметим, что наши почерковеды были обязаны исследовать только тот объем подписей, к которым зафиксированы претензии окружных комиссий. Скажем, было у одного кандидата забраковано 400 подписей, их и проверяли. Но нужно отметить, что, изучая забракованные подписи, конечно, эксперты не могли не замечать рядом с ними и другие, тоже сомнительные. По ним написаны дополнительные заключения.

Почерковеды доказали применение на подписных листах «отказников» нескольких оригинальных технических приемов. В том числе написание даты разными почерками сборщиков по 2–3 цифры, группировка листов по «просторности» подписи — в одну строку (так труднее всего уличить подделку) или в 2–3 строки. Почерковеды отметили, что примерно на 500 подписных листах «отказников» даты (которые должен писать сам избиратель) исполнены ограниченным кругом лиц. А это примерно половина от всех сомнительных подписных листов.

— Работали системные и грамотные люди, которые думали о том, как осложнить экспертам работу, — резюмирует Булаев. — Выводы окружных и городской комиссий о наличии значительного количества недействительных подписей полностью подтвердились.

Некоторые кандидаты, по мнению представителей ЦИК и МГИК, представили избирательным комиссиям заведомо недостаточные и некорректные подписные листы, осознавая, что легальным путем до выборов их не допустят. Впрочем, конкретные нарушители и несовершенство самого выборного законодательства — две разные проблемы. Возможно, в будущем правила сбора подписей будут пересмотрены для большей демократизации выборов, полагает глава Мосгоризбиркома Валентин Горбунов. По крайней мере, такое изменение закона обсуждается, подчеркнул чиновник. В частности, есть идея уже через несколько лет внедрить сдачу документов кандидатами в электронной форме. Правда, на эту тему пока также нет консенсуса законодателей и специалистов ЦИК: ведь нельзя лишить избирательных прав тех, у кого нет личного кабинета на портале госуслуг. А если сохранять параллельно классический сбор подписей, появится возможность для злоупотреблений — двойных подписей в виртуальном и «бумажном» списках... Так, по словам Николая Булаева, этот вопрос может быть поднят на расширенном заседании ЦИК, которое состоится осенью.

— Как именно будет это сделано — пока непонятно, — заявил Валентин Горбунов. — После выборов мы обсудим, как менять законодательство. Но людей, которые хотят принимать законы и сами при этом их нарушают, и близко нельзя подпускать к выборам. Мы четыре года либерально относились к таким проступкам и никогда не возбуждали уголовных дел по факту подделки подписей. Я думаю, что это надо прекращать. Мы не карающий орган, но каждый должен получить по заслугам. Мы обязательно отправим все материалы в следственные органы. Я думаю, что, если дело доведут до уголовной ответственности, количество желающих после этого «рисовать» подписи сразу уменьшится.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах