Помимо 3 горнолыжных трасс длиной 130, 150 и 170 метров в составе нового комплекса будет лыжный трамплин К-40, трамплин для сноуборда Big Air, школа лыжных видов спорта, лыжная трасса с лыжной базой, роллердром, веревочный парк, санная трасса и другие объекты. Наверху будет организована новая смотровая площадка. И еще одна новость, актуальная даже для неспортивных посетителей Воробьевых гор: эскалатор на улицу Косыгина от южного вестибюля станции наконец восстановят.
— Старые горнолыжные трамплины снесены, — отметил во время посещения стройки Сергей Собянин. — Появятся два спуска, два горнолыжных трамплина, которые будут соответствовать международным требованиям. Здесь же будут построены три горнолыжных склона, спортивная школа и целый ряд других объектов. Завершить работы планируется в 2020–2021 годах.
В отличие от старых трамплинов новые спроектированы в соответствии со стандартами Международной федерации лыжного спорта (FIS). Это позволит проводить здесь международные соревнования, подчеркнули в Москомспорте. Именно требования новых стандартов обусловили необходимость строить новый трамплин, а не восстанавливать старый, сгоревший еще в 2012 году.
Напомним, первые трассы для катания на лыжах и санках на Воробьевых горах появились еще в 1900 году. В 1926 году в деревне Гладышево (ныне район Раменки) состоялись первые в стране официальные соревнования по прыжкам на лыжах. А в 1935 году уже на Воробьевых горах прошел чемпионат СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и второй чемпионат СССР по горнолыжному спорту.
Год спустя, в 1936 году, появился первый трамплин на тогда Ленинских горах. Он был расположен прямо под ныне действующей Троицкой церковью, рассказывает москвовед Андрей Кондрашов, и там до сих пор еще можно различить его нижнюю часть — так называемую гору приземления — заросшую, но вполне узнаваемую. Кстати, именно на этом месте в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» разворачивается драматичный эпизод казни провинциального актера Афанасия Бубенцова, отмечает краевед. Проектная мощность того трамплина составляла порядка 40–50 метров — по тем временам немало.
— Тогда прыжок на лыжах с трамплина входил в норматив ГТО, — рассказывает Кондрашов. — И в предвоенные годы на Ленгорах нередко можно было наблюдать такую картину: к трамплину подвозили роту красноармейцев — и служивые, нацепив убогие лыжи прямо на сапоги, друг за дружкой скатывались вниз. Норматив считался сданным, если испытуемый устоял на ногах и не потерял в полете буденовку.
Стоявший до недавнего времени трамплин на Ленинских горах был построен в 1953 году по проекту инженера Александра Галли. Его проектная мощность — 60–65 метров, но длина прыжка с Большого трамплина достигала 80 метров — это было одно из лучших подобных сооружений в мире на начало 1950-х годов. Многие известные заграничные мастера приезжали тогда в Москву, чтобы испытать свои силы на русском трамплине, говорит Андрей Кондрашов: среди них чемпионы мира — норвежцы Кнудсен, Стенерсен, финны Кяркинен, Вуоринен, немец Глас и другие. Московский Большой являлся лучшим и главным трамплином в СССР. В 1950-е годы на нем проходили все чемпионаты Союза по прыжкам на лыжах.
Начиная с 1980-х годов, однако, комплекс начал приходить в упадок. В 2012 году Большой трамплин сгорел, а в 2016-м было решено его полностью демонтировать и выстроить новый. «Сейчас в Москве очень тяжело и сложно развивать наш вид спорта, — говорит президент Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Дмитрий Дубровский. — Приходится практически на голом энтузиазме сохранять школу прыжков и лыжного двоеборья, поэтому очень ждем завершения строительства. Мы с самого начала принимали участие в согласовании проектирования объектов, чтобы они соответствовали всем международным стандартам. И вот мы уже почти на финишной прямой, скоро Воробьевы горы вернут себе статус базы подготовки сборных команд России по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью».
Заметим, что масштабная стройка на территории природного парка «Воробьевы горы» — особо охраняемой природной территории — не могла не вызвать и негативную реакцию жителей. Особенно тех, кто привык гулять по Воробьевым горам, и жителей близлежащих районов. «На мой вкус (пишу из квартиры на 10-м этаже дома в Хамовниках с панорамным видом на Воробьевы горы), их, эти горы, за последние 10–30 лет изуродовали до предела, — пишет в соцсетях москвич Никита Покровский. — Изувечили без всякой на то причины экологически и эстетически бесценный фрагмент московского ландшафта».
Критику московская мэрия парирует обещаниями сделать трамплины общедоступными. Об этом заявил руководитель компании-инвестора Николай Диваков: «Задача — сделать это уникальное место для всех москвичей и для гостей открытым, чтобы любой человек мог прийти сюда покататься. Поэтому мы создаем дополнительные пункты проката, зоны ожидания, инфраструктуру, которой люди будут пользоваться». В программе комплекса будут и бесплатные занятия, обещают в мэрии.
Одновременно с постройкой трамплинов и другой инфраструктуры делается и комплексное благоустройство Воробьевской набережной. А восстановление эскалатора уже начато — его, впрочем, фактически предстоит построить заново. «Лестница-чудесница» действовала с 1959 по 1982 год и была закрыта на реконструкцию вместе с метромостом. Средства на ее возрождение нашлись только сейчас. Рядом появятся новые зоны отдыха и смотровые площадки.