«Сама технология проведения таких исследований делает невозможным попадание туда малоквалифицированных специалистов. Эти исследования относятся к довольно сложным, и в приказном порядке выделяются лучшие специалисты. Все имеют достаточный стаж и опыт решения различных задач, в том числе в сфере экспертизы подписей избирателей. Никаких сомнений в квалификации специалистов нет», - сказал доктор наук.
О том же говорит другой доктор юридических наук - профессор Московской государственной юридической академии им. Кутафина Марина Жижина: «Эксперты системы МВД – это государственные эксперты, которые должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым законом о государственной судебной экспертной деятельности».
Профессор Бобовкин подчеркивает, что применяемая на выборах методика проверки подписей взята почерковедами на вооружение давно, она является общепринятой. Ключевая задача эксперта – выяснить, не является ли один и тот же человек автором нескольких подписей. «Такая экспертиза выполняется без образцов, потому что здесь образцы априори невозможны. Рассматривается вопрос об общности происхождения почеркового материала, то есть выполнялся ли он одним лицом, либо разными лицами. На подписном листе также есть цифры дата, месяц, год. Это достаточно большой объем почеркового материала, позволяющий идентифицировать возможности выполнения разных цифровых записей одним лицом. То же самое можно сказать про подписи. По ряду признаков эксперт может говорить о том, что несколько подписей выполнялись одним лицом, и разные исполнители здесь не участвовали».
«При проверке бюллетеней не ставятся идентификационная задача по установлению конкретного исполнителя. Для того чтобы установить конкретного исполнителя, необходимы образцы в достаточном количестве и надлежащего качества. Такая задача при проверке бюллетеней не ставится. Когда проверяются бюллетени, перед экспертами ставится задача относительно установления одним или разными лицами выполнены подписи. Для решения такой задачи образцы не требуются», - подтверждает Марина Жижина.
Михаил Бобовкин также отмечает, что в отсутствие подозрительных подписей проверка подписных листов проходит достаточно быстро. «Сначала происходит поверхностная выбраковка подписей. Как только специалиста что-то настораживает, то есть он видит схожие признаки в подписях, тогда он проводит более глубокое исследование», -говорит профессор. Таким образом, скорость экспертизы напрямую зависит от объема подписей, настороживших графолога.
Независимые кандидаты, устраивающие митинги из-за забракованных подписей, – просто популисты, так считает профессиональный юрист, лидер Всероссийской политической партии "Гражданская Сила" Кирилл Быканин. «Они хотят на волне недовольства всколыхнуть некие народные массы. Согласитесь, что митинги они проводят несанкционированные. Чтобы добиться власти, необязательно идти на несанкционированные митинги и кричать, что все плохо. Посмотрите на их подписную кампанию. Не было такого, чтобы люди ходили, общались и слышали чаяния избирателей в том или ином образе. Это был дикий пиар», - говорит политик. По мнению лидера «Гражданской Силы», попытки оппозиционных кандидатов собрать подписи заново, позвать на заседания избирателей - не имеют отношения к законной процедуре. «Даже если кандидат приведет девять избирателей, которые якобы за него подписались, и они будут представлять его интересы, суд не учтет их мнения, поскольку они могут быть необъективными. Воля изъявляется единожды на подписном листе. Все остальные доводы не являются доказательством», - отметил Кирилл Быканин.