Фестивальное лето в музее-заповеднике редко можно представить себе в виде оживленного улья. Оно скорее напоминает размеренную царственную жизнь обитателей вечнозеленой фауны. Виной то ли необъятные просторы Царицына, то ли дождливая погода в Москве. Тем проще было отыскать на этих бескрайних гектарах площадку современных художников.
Первое, что бросается в глаза, — это возвышающийся на поляне сиреневый трех-четырехметровый столб, больше напоминающий знаменитые каменные статуи с острова Пасхи. Как позже выяснится, это инсталляция Сергея Катрана с занимательным названием «Скульптура для обнимания 2».
Дюжина детей, кружащая в округе, видимо, на подсознательном уровне догадывается о предназначении арт-объекта и под родительские «нельзя» и «не трогай, а то сломаешь» бежит напролом обниматься с внушительной фигурой. К тому же тактильно она действительно приятна: прохладная и гладкая в углублениях и мягкая и шершавая на выпирающих поверхностях. Очень напоминает мать-и-мачеху, такое дачное растение, знакомое каждому деревенскому ребенку.
— Люди нуждаются в заботе. Это наша базовая потребность, а объятия — универсальный метод, — объясняет мне куратор проекта Мария Москвичева. — Как ни странно, детям гораздо проще понять современное искусство, потому что оно взывает к базовым инстинктам. Не надо учиться искусству, надо жить искусством. Это мы и пытаемся донести до своих гостей.
Наглядным примером сказанного моментально становится интерес собравшихся к минималистичной композиции из трех красочных параллелепипедов, расположенных на зеленой лужайке перед дворцом. Несмотря на то что объектов три, название они носят одно — «Линия». Это задумка художников Максима Татаринцева и Екатерины Игошиной.
— В минимализме не надо искать смыслов. Вся сила в простоте. И дети это прекрасно понимают, — объясняет популярность своего творения автор Екатерина Игошина.
Дети — определенная лакмусовая бумажка для создателей «Другой атмосферы». И они, прекрасно осознавая возложенную ответственность, предлагают маленьким художникам с головой окунуться в удивительный мир современного искусства. Чем наглядней, тем лучше — то есть через мастер-классы, которые запланированы ежедневно и абсолютно бесплатны. Так что дети не только вдоволь нарезвятся с красками, но и, возможно, впервые услышат о том, кто такие Джексон Поллок и Марк Ротко. Ведь основная задача проекта все-таки «развлекая, просвещай». Записаться в творцы и соавторы к великим живописцам можно до 19 июля, а многие из творений даже позволят забрать с собой и принести маме в подарок.
На художественных шатрах «Другая атмосфера» не заканчивается. Неподалеку располагается еще один сухопутный арт-объект — «Лошадка» художницы Милы Долман. Она очень напоминает знаменитые филимоновские игрушки, только в современном представлении и гораздо более увеличенных размеров. Лошадка с птичкой на спине возвышается метра на два от земли.
Про сухопутный объект я не случайно сказала. Ведь есть еще один плавучий. «Выход» Марины Звягинцевой — это белоснежный плот с красным дверным проемом, белым парусом-дверью и красным стулом. Художница вдохновилась легендарной философской сказкой Антуана де Сент-Экзюпери и наглядно продемонстрировала всем прогуливающимся по парку, что выход есть из любой ситуации. Даже когда вокруг препятствия (необходимые для сохранности объекта буйки) и дверной проем всего один (зато благодаря одному якорю способный крутиться вокруг своей оси).
— Классика тоже когда-то была современной, — рассказывает Юлия Семенова, руководитель отдела развития и реализации проектов музея-заповедника «Царицыно». — Главное, чувствовать место и правильно попасть в контекст. Художникам «Другой атмосферы» прекрасно это удалось. Каждый из объектов будто всегда находился на территории музея-заповедника. Ни один из них не диссонирует с интерьерами дворца, а «Лошадка» будто всегда и жила с нами.
Читайте материал: "В исторических реконструкциях участвуют семьями: "Дети спят на шкурах"