Безопасность на пути в школу
Как обезопасить путь ребенка из школы и в школу в условиях мегаполиса? Этой серьезнейшей темой в школе №2098 стали заниматься не случайно. На мысль обратиться к ней директора Надежду Перфилову навел случай, причем случай трагический: в июне 2014 года, в разгар ЕГЭ выпускницу на оживленной магистрали (школа находится в Северном административном округе Москвы) сбила машина.
Девочка, к счастью, осталась жива, хотя на оставшиеся итоговые испытания ее приносили на носилках. Но в дверь уже стучалась новая беда.
1 сентября того же года под машину попали две сестры, учившиеся в той же школе. Младшая из-за полученных травм целый год была вынуждена проходить обучение на дому. А вот старшая позже погибла. И тогда директор решила: если особой зоной риска являются оживленные магистрали прилегающих к школе районов САО, с них в плане обеспечения безопасности детей и надо начать. Так родилось движение «За безопасность детства».
— Мы провели патрулирование всех основных перекрестков в округе, — рассказала она. — Проверили, достаточно ли возле зебр предупреждающих знаков, установлены ли «лежачие полицейские», достаточно ли светофоров. В итоге в четырех районах САО были установлены 17 дополнительных светофоров и 60 «лежачих полицейских». И это дало положительный результат: показатель смертности в ДТП с тех пор снизился вдвое: если в 2015 году пострадали 28 детей в возрасте до 16 лет, то в 2018-м — 14.
Впрочем, риск попасть в ДТП — далеко не единственный из тех, что подстерегают современного ребенка вне дома. А значит, противостоять надо и им.
«А у нас во дворе»
Сейчас Надежда Перфилова — не только директор школы, но и депутат Мосгордумы. А потому хорошо знает: «Часто угрозу жизни и здоровью ребенка несут дворовые детские площадки. Если их расположили слишком близко к проезжей части, ребенок, увлекшись игрой, может внезапно выбежать на дорогу и попасть под машину. Однако есть и другая опасность — устаревшее оборудование: качели, карусели, горки и т.п. Инспекция игровых зон показала, что многие конструкции неустойчивы. В итоге за последние годы мы модернизировали 212 детских площадок, а во дворах установили 8 тыс. метров ограждений. Правда, сейчас в некоторых местах ограждения, к сожалению, сняты. Так что мы обращаемся к местным властям с просьбой их восстановить».
Защитить ребенка от соблазнов
Пока ребенок растет, он, как правило, крайне уязвим для соблазнов, многие из которых представляют реальную угрозу для его здоровья, а то и жизни. Поэтому прежде всего, считает Перфилова, на пути ребенка в школу не должно быть торговых точек, продающих неподобающие товары — например алкоголь или табак: «Так, нам удалось закрыть кальянную, находившуюся рядом со школой». Однако самой страшной в этом плане является угроза детской наркомании.
— Часто торговцы психотропными средствами подсылают к детям их сверстников с предложением попробовать наркотики, — отметила она. — И наша задача вместе с правоохранительными органами создать защищенные территории, а главное, подробно информировать ребят об этой опасности. Не запрещать им, а именно разъяснять, и в том числе с помощью видеороликов, подготовленных МВД! Необходима и действенная помощь детям, которые уже перешли черту. Сделать это можно лишь, если у учителя и родителей установились с ребенком теплые, доверительные отношения. Поэтому особенное внимание мы уделяем психологической защите детей.
Задача эта не из легких: по данным Всемирной организации здравоохранения, не выявленными нервными расстройствами страдают до 20% подростков, или каждый пятый. Поэтому не случайно, что суициды являются третьей по значимости причиной смерти несовершеннолетних. «Необходима профилактика по укреплению психологического здоровья школьников», не сомневаются в школе №2098: «Но также необходимо и обучение родителей».
По оценке директора Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского Зураба Кекелидзе, подавляющее большинство — до 70% — современных российских школьников испытали на себе попытки психологического подавления, и в том числе через Интернет (так называемый кибербуллинг). Поэтому одной из важнейших задач школа считает борьбу с зависимостью детей и подростков как от гаджетов, так и от киберзависимости в целом. «Наша цель — культивирование живого общения», — подчеркивает директор.
«Жертвы воспитания»
На этом направлении также есть свои сложности, и притом немалые. По подсчетам вице-президента Ассоциации практических психологов и коучей Армине Вороновой, «современные дети проводят в соцсетях и компьютерных играх в среднем по 5–6 часов в день. Причем это ребята из благополучных семей, где родители занимаются своими детьми! Понимая масштабы проблемы, мы разработали специальную программу обучения родителей. Ее цель — научить мам и пап через систему воспитания укреплять в ребенке уверенность в себе и его психологическое благополучие в целом, что особенно важно в один из самых уязвимых периодов развития человека — кризис подросткового возраста».
По словам эксперта, родители, притом самые любящие, также могут поставить под угрозу безопасность ребенка — безопасность психологическую. Психологи четко выделяют стили воспитания, которые приводят к серьезным проблемам. И, вчитавшись в них, многие из нас, увы, легко узнают собственные огрехи.
Тревожность и мнительность родителей лишают их чадо чувства безопасности и уверенности в себе, что потом не раз сыграет негативную роль в его взрослой жизни. Стиль эгоцентричный дает другую крайность: родители считают уникальным только своего ребенка, и тот, уверовав в свою исключительность, имеет все шансы стать изгоем. Колоссальную психологическую травму наносит детям так называемое отвергающее воспитание, когда родители готовы любить ребенка только таким, каким они себе его представляли в своем проекте. Но не лучше по своим последствиям и гиперсоциализирующее воспитание, когда родители постоянно хвастаются успехами своего отпрыска — и для того становится трагедией, приводящей в депрессию, если на какой-нибудь олимпиаде он завоевал не 1-е, а 2-е место. Короче, куда ни кинь — всюду вызовы и угрозы.
Информирован — значит, вооружен
Чтобы избежать всех этих (и многих других) ошибок, подрывающих основы безопасности жизни ребенка, и детей, и их родителей надо учить — такова центральная идея проекта «За безопасность детства». Что касается ребят, то в школе №2098, по словам Перфиловой, «принято в квестах и играх объяснять им, как правильно вести себя при пожаре, как не утонуть, как защитить себя на улице, ведь не секрет, что на улице ребенок может столкнуться с преступником». Но не забыты и взрослые. С нового учебного года в рамках проекта начинаются активные занятия с родителями. Пока они охватят четыре ближайших к школе района САО. Но со временем, надеется Перфилова, распространятся по всей Москве.