В этом году радости победителям и призерам Всероссийской олимпиады школьников добавил Сергей Собянин: на днях он объявил о повышении выплачиваемых сумм грантов мэра Москвы — 500 тыс. руб. за победу и 300 тыс. за призовое место (в прошлом году было 300 тыс. и 150 тыс. соответственно). Кроме того, впервые всем участникам заключительного финала Всероссийской олимпиады вручат по 100 тыс. руб. Директор ЦПМ уверен, что «это мощнейшая поддержка талантливых детей, достойная оценка их тяжелого труда».
— «Пришел, увидел, победил» — это точно не про Всероссийскую олимпиаду, — отмечает Иван Ященко. — Диплом добывается годами упорного труда, который начинается в своей школе с интереса к предмету, и этот интерес, как правило, связан или с каким-то ярким, талантливым педагогом, или с кружком, или с каким-то интересным городским проектом.
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников 2018/2019 проходил в марте-апреле в 13 городах России. Специалисты ЦПМ особенно гордятся тем, что московская команда олимпийцев год от года улучшает свои результаты. Столичные школьники установили новый рекорд: у них 943 диплома, из которых 204 диплома победителя (в прошлом году — 905 и 191). Знания школьников проверяют по 24 предметам, ну а столичные учащиеся, как выяснилось, особенно сильны в точных науках — больше всего дипломов они завоевали по физике, информатике, математике, химии.
Как рассказали специалисты ЦПМ, московское образование постепенно пришло к такой системе, что теперь таланты отбираются не только в спецшколах, как это было принято раньше, но и в самых обычных школах. Сегодня в любой московской неспециализированной школе могут обнаружиться победители олимпиад. Кто-то выигрывает заключительный этап, кто-то — региональный, кто-то — муниципальный. В этом году победителей и призеров Всероссийской олимпиады подготовили 227 столичных школ — это более 40% всех школ города.
Сегодня почувствовать себя олимпийцем может любой московский школьник — с 2012 года школьный этап проводится во всех школьных учреждениях города. А ведь еще в 2010 году многие школы мухлевали — просто брали отличников и направляли их фамилии на следующий этап, а затем направляли отчеты о проведении у себя олимпиады. «Только после внедрения электронных систем мы смогли реально обеспечить проведение школьного этапа во всех школах, и действительно благодаря этому нашлось много талантов!» — с гордостью сообщил директор ЦПМ.
— Лучше всего дети прислушиваются не к убеленным сединами академикам, а к своим сверстникам, они для них являются большим авторитетом, — продолжает Иван Ященко. — Поэтому к олимпиаде ребят готовят бывшие победители олимпиад, нынешние студенты, которые всего на 2–3 года их старше. Более 1500 таких студентов ведут кружки в школах, в том числе в самых обычных. Они не просто помогают ребятам подготовиться к состязаниям — они делятся с ними любовью к предмету. Мы стараемся создать уникальную атмосферу единомышленников по каждому предмету.
Руководитель ассоциации победителей олимпиад Артем Шишов рассказал, что 3 года назад появился проект «Кружок чемпионов». Выпускники прошлых лет, бывшие участники олимпиад, возвращаются в свои школы и ведут там кружки по различным предметам, знакомя ребят с миром олимпиады. Ведь олимпиада — это не только победы и призерство, это еще и новые контакты, знакомства, интересные задания, нестандартный формат получения знаний. Выпускники школ работают в тандеме со школьным учителем. Таких кружков более
5 тысяч по Москве. Каждый ученик может прийти к тренеру — бывшему участнику школьной олимпиады — и получить необходимые знания на начальном этапе подготовки к олимпиаде. А ЦПМ подхватывает ребят и уже ведет к региональным, заключительным этапам.
Проведение школьного этапа олимпиады с использованием интернет-технологий позволяет сегодня выявлять ребят, интересующихся практически любым предметом, который в той или иной школе даже и не изучается. Как рассказали специалисты центра, Москва долгое время отставала по такому направлению как робототехника, и только сейчас начала нагонять. Этого предмета пока нет отдельно во Всероссийской олимпиаде школьников, он включен в виде отдельной номинации. На многих соревнованиях, в том числе международных, московские школьники очень хорошо себя показывают. Эта дисциплина объединяет в себе и математику, и физику, и инженерное дело, и программирование.
Победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады по китайскому языку, ученица 9-го класса 548-й московской школы Ксения Полякова, рассказала «МК», что китайский язык был мечтой с ее детства. В 7-м классе она узнала о существовании Всероссийской олимпиады школьников и решила попробовать свои силы. Подготовиться к олимпиаде ей помогли в Центре педагогического мастерства. В этом году школьница прошла на заключительный этап и стала победителем.
— Олимпиада помогла мне понять, что китайский язык — это то, чем я хочу заниматься в жизни, то, что мне нравится. Я еще точно не решила, какую профессию выбрать, но сначала хочу попробовать себя в переводе. Вообще мне нравится математика, и в будущем я бы хотела связать математику и китайский язык, — улыбается Ксения.
А призер региональных туров двух олимпиад — по физике и математике — учащийся 9-го «В» класса гимназии №1518 Александр Панов поделился с корреспондентом «МК», что уже в 3-м классе увлекся математикой и стал ходить на олимпиады. Но сначала занимать призовые места у него не получалось, потому что он не посещал никаких кружков. Это были такие «пробные шары». Потом уже Саша стал более основательно готовиться к олимпиадам. После того, как в школе начали изучать физику, Саша понял что и она ему интересна. Я спросила, что для него олимпиада?
— Когда участвуешь в олимпиаде, погружаешься в другой мир, мир более умных «олимпиадников», с которыми очень интересно общаться. А кроме того, это хорошая возможность проверить свои знания в любом предмете, — поделился школьник.
Александр надеется, что за два оставшихся учебных года он сможет выиграть олимпиаду, чтобы без экзаменов поступить в выбранный, конечно же, технический вуз — МФТИ или МГУ, где он планирует заниматься наукой, «изучать строение мира», по его словам. «Я был не готов к практической части олимпиады, поэтому сейчас я ею усиленно занимаюсь», — пояснил девятиклассник.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что участие в олимпиаде развивает мотивацию и интерес ребенка к тому или иному предмету, а может, и сразу к нескольким. И, в сущности, не так уж важно, стал ты победителем или нет. В этом году 943 московских школьника испытали радость победы, но за ними стоят десятки тысяч ребят, которые получили дипломы других этапов, заинтересовались предметом, стали углубленно заниматься. Это поможет им успешно сдать ЕГЭ и поступить в выбранный вуз.