«Каждому из вышеуказанных изделий нетрудно найти замену: одноразовые тарелки, приборы и стаканы можно заменить на многоразовые; полиэтиленовые пакеты заменить на бумажные, а ватные трубочки — на компрессированную бумагу. Таким образом, совсем небольшие усилия со стороны потребителей пластика будут способствовать формированию благоприятной для жизни среды», — пишут муниципальные депутаты в своей резолюции.
Об опасности пластиковой посуды экологи говорили уже давно. Например, пластиковые пакеты используются очень короткий срок — 20–30 минут по дороге от магазина до дома. А разлагается подобный материал 50–500 лет. По оценкам Минприроды, в год в нашей стране выпускается 600 тысяч тонн пластиковых изделий бытового назначения — речь о тех же тарелках или стаканчиках. Перерабатывается только 25% отходов из полимерных материалов.
— В Москве генерируется всего около 400 кг мусора в год. Сейчас региональные операторы стараются сортировать мусор и выбирать более ценные фракции. Однако один из самых крупных столичных операторов выбирает всего около 30% ценных фракций, которые идут на переработку, — разъясняет глава муниципального округа района Тверской Яков Якубович. — Если посмотреть на домохозяйства, то из всего мусора примерно половина — перерабатываемые фракции. Из них пластика — около 30–40%. Все остальное идет на захоронение.
Чтобы сократить объем неперерабатываемых отходов, нужно сократить объем мусора вообще. По мнению депутатов, переход на посуду из материалов, которые можно легко переработать, поможет снизить объем мусора. К слову, сейчас вопрос запрета одноразовой посуды стоит особенно остро. В России сезон шашлыков, и после посиделок парки и леса усеяны мусором, большую часть которого составляют одноразовые стаканчики, тарелки, вилки...
— Мы отдаем себе отчет в том, что такая инициатива повлечет за собой ряд проблем, — считает Якубов. — В России огромное число предприятий, занимающихся производством одноразовой посуды. И если мы начнем запрещать, то эти производства сильно пострадают. Работники лишатся мест, малый бизнес — возможности зарабатывать средства. Переходный период должен учитывать субсидирование для перепрофилирования производств. Например, на производство более экологичных типов одноразовой посуды.
По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, на Москву и Санкт-Петербург приходится порядка 51% от общего объема потребления одноразовой посуды. Различные исследования говорят о том, что мировой рынок одноразовой посуды продолжит увеличиваться почти на 5% каждый год, на фоне роста потребления в таких странах, как Россия, Китай, США и т.д.
— При этом стоит понимать, что аналогов пластику в данный момент практически нет, — говорит Николаев. — Все дело в цене: безопасные для экологии изделия как минимум в два раза дороже (бумага и картон), а то и вовсе превышать стоимость пластика в 10–15 раз. Российский общепит достаточно давно начал переходить на бумажные стаканчики, тогда как аналогов пластмассовым вилкам, ложкам, контейнерам пока нет. Таким образом, полный запрет пластиковой посуды попросту невозможен без роста цен в пищевом сегменте. Да и не стоит забывать, что проблема отходов сама по себе останется: на сопоставимые объемы увеличится объем органических отходов, которые также имеют свою специфику, например плохой запах. Гораздо более грамотным подходом будет нарастить переработку пластика для вторичного использования. Благо и без какой-либо целенаправленной кампании более 60% москвичей готовы сортировать мусор и отправлять его в специальные контейнеры.
При этом эксперты подчеркивают, что Москве в этом плане немного легче — в столице есть определенная мода на экопродукты и биоразлагаемые одноразовые предметы. В регионах такой тренд редкость.
— К сожалению, очень маловероятна перспектива подобного запрета в ближайшие несколько лет, поскольку изначально необходимо нарастить производственные мощности по альтернативным, более экологичным заменам одноразовой пластиковой посуды, — считает Ирина Ланис, аналитик компании «ФинИст». — Плюс к этому без технической перестройки под новый режим работы производств подобный запрет может обанкротить далеко не одно предприятие, что скажется и на госбюджете, ведь бизнес довольно прибыльный. По такому принципу самая ближайшая перспектива введения запрета видится самое раннее года через 3–4, тем более что Европа первой опробует такой запрет на своей экономике, а по проторенному пути легче ходить.
При этом депутаты Мосгордумы не исключают, что поданная муниципалам инициатива будет принята. «Если говорить о запрете, то мы понимаем, что это делать надо. Но одноактно, одномоментно это не сделаешь. Решать это надо и с объектами питания, и с розничными магазинами. Уже сегодня во многих кафе отказываются от применения одноразовых трубочек, ряд магазинов установили автоматы, куда можно сдать пластиковые бутылки на переработку. Во многих дворах есть контейнеры для раздельного сбора. Что-то уже делается, и в этом направлении работа будет продолжена», — считает председатель Комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова.