Сразу в нескольких районах прошли публичные слушания, посвященные строительству новой линии метро. Предполагается, что Коммунарская линия пройдет от станции МЦК «Крымская», расположенной на Севастопольском проспекте, до станции «Столбово» в Новой Москве. Жители прилегающих к новой линии районов — это Гагаринский, Академический, Обручевский, Котловка и Ломоносовский — поддержали строительство метро.
«Благодаря строительству Коммунарской линии разгрузятся южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий. Кроме того, улучшится ситуация на дорогах на юго-западе Москвы: их загрузка уменьшится ориентировочно на 15–20% за счет того, что часть автомобилистов пересядет на городской транспорт», — говорит руководитель научно-проектного объединения транспорта и дорог Института Генплана Москвы, кандидат технических наук, советник РААСН Игорь Бахирев.
Действительно, количество людей, которые ежедневно ездят из Новой Москвы в центр на работу, неуклонно возрастает. До 500 тысяч человек в сутки — это не шутки. Поэтому новая линия метро здесь — не роскошь, а необходимость.
— Я очень рада, что у нас появится новое метро, — рассказала «МК» Вероника Степановна, живущая на Ленинском проспекте. — Сейчас окно страшно открывать, так много машин... И в метро много народу. Надеюсь, когда откроют новую линию, станет легче.
Строительство нового участка улучшит транспортную ситуацию в районах Ломоносовский, Гагаринский, Академический, Котловка. Ожидается, что за счет перераспределения пассажиропотока снизится нагрузка на Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую линии подземки, которыми также пользуется часть жителей ТиНАО. Сейчас в пешеходной доступности от новых станций метро живут 200 тыс. человек и работают 65 тыс. человек. Также Коммунарская линия снизит возрастающую в связи с развитием ТиНАО нагрузку на южные участки действующих Сокольнической, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метро. Те пассажиры, которые раньше вынуждены были толкаться в одном вагоне, теперь поедут в разных — по разным линиям.
Свое одобрение уже выразили не только многие местные жители, но и лидеры общественного мнения в Москве — например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.
— В восьми районах Москвы состоялись публичные слушания по метро. Противники говорят, что метро будет неглубокого залегания, а это ложь. В бумагах глубина обозначена 30 метров — это почти 12-этажный дом. Для сравнения: «Новые Черемушки» — 7–9 метров. Вот такая простая математика. Странно, что сегодня вообще кому-то не нравится идея новых и новых станций — количеством построенных хвалились в прошлом веке не только московские градоначальники, но и российские правители, — считает Венедиктов.
Действительно: ну где в Москве такой район, жители которого отказались бы от новых станций метро?.. Кто-то не хочет жить в шаговой доступности от подземки?
«Расстояние пешеходной доступности до ближайшей станции метро в центре города составляет до 10–15 минут, в срединной части города — до 20–30 минут и более, а в периферийной части многие районы не имеют пешеходного сообщения с ближайшими к ним станциями метро. Сегодня из жилых районов, попадающих в зону обслуживания запланированными станциями до действующих станций метро, пешеходный маршрут составляет от 30 минут. В связи с этим большинство жителей пользуются общественным транспортом, который оказывает гораздо большее негативное воздействие на качество городской среды. Выбросы загрязняющих веществ и шум, которые он производит, влияют на здоровье горожан, и особенно детское население, в зоне до 150 метров от проезжей части и до высоты 5–10 этажей. В отличие от наземного транспорта метро может оказывать лишь слабое вибрационное воздействие на условия проживания в городе. Естественно, оно есть, но не превышает нормативных уровней ни по интенсивности, ни по частотности, ни по длительности. Нашим институтом проводилась оценка уровня вибрации на жителей, проживающих в знании по адресу: проспект 60-летия Октября, дом 8. Здание расположено в технической зоне линии метро неглубокого заложения (7–9 метров). При этом уровень вибрации в нем не превысил нормативных значений с учетом применения при строительстве его фундаментов типовых конструктивных решений», — объясняет Анна Курбатова, директор Института комплексного развития территорий.
Тем не менее кое-кто на юго-западе пытается представить дело таким образом. На публичных слушаниях, которые прошли в Гагаринском и других районах, появлялись группы лиц с плакатами и табличками, шумно высказывающиеся против строительства метро. Позднее жителям объяснили: протест срежиссирован.
Коммунарская линия — линия глубокого заложения. Это значит, что станции будут строить на глубине не меньше 30 метров. Это примерно высота 12-этажного дома. На такой глубине построено большинство действующих линий метрополитена в районах с плотной жилой застройкой, где люди живут уже по полвека и совершенно не ощущают воздействия метро. Соответственно, опасения, что дома могут не выдержать строительства новых станций, беспочвенны.
— Я абсолютно не понимаю, чем мои соседи недовольны, — рассказала Анна Сергеевна, живущая в самом начале Севастопольского проспекта. — Я переехала сюда 30 лет назад и с тех пор только и мечтаю о метро. Наша Котловка — отличный уютный район, но выбираться отсюда сложновато. Построили МЦК, стало хоть чуть-чуть легче. Если появится новая линия, мы только счастливы будем.
Строительство большинства станций в последние годы ведется в условиях плотной городской застройки, что никак не влияет ни на здания, ни на дорожную сеть. Более того, специалисты предсказывают, что после запуска новой линии метро существенно снизится количество автомобилистов на Ленинском, Севастопольском проспектах и на Профсоюзной улице. Те, кто раньше был вынужден выбираться из отдаленных районов за МКАДом на собственных автомобилях, теперь смогут пересесть на метро — значит, экология в некогда престижном ЮЗАО значительно улучшится. Тем более что сегодняшнее положение дел — это еще не предел. По мере развития Новой Москвы будет расти население, и уже через 5–7 лет жители Гагаринского или Академического районов рискуют просто не втиснуться в вагоны на своих станциях — все будет занято теми, кто едет из-за МКАДа. Новая линия метро в такой ситуации — не роскошь, а необходимость.
— Я прожила уже 20 лет вблизи метро «Академическая», — рассказывает Надежда Петровна с улицы Шверника. — Сейчас количество народу в вагонах сильно увеличилось. А по новой линии, если ее построят, люди смогут спокойно доезжать до центра, до МЦК по прямой.
«Планируется, что участок новой линии со станциями «Улица Строителей», «Академическая» и «Севастопольский проспект» протяженностью 7,3 км преимущественно пройдет вдоль улично-дорожной сети. В частности, станцию «Улица Строителей» планируют разместить вдоль Ленинского проспекта, севернее примыкания к нему улиц Строителей и Панферова. Станция будет запроектирована с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны Ленинского проспекта к жилой и общественной застройке, остановочными пунктами наземного пассажирского транспорта. Предполагается, что станция «Академическая» будет построена вдоль юго-восточной стороны улицы Дмитрия Ульянова. Она будет запроектирована с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны улицы Дмитрия Ульянова, улицу Гримау, проспект 60-летия Октября к существующей и проектируемой жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта. «Академическая» будет пересадочной с одноименной станции существующей Калужско-Рижской линии метрополитена. Станцию «Севастопольский проспект» планируется разместить вдоль внутренней стороны МЦК, между Севастопольским проспектом и Павелецким направлением Московской железной дороги. Станция будет запроектирована с двумя вестибюлями и выходами к Севастопольскому проспекту, к существующей и проектируемой жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта. Она будет пересадочной со станции «Крымская» МЦК», — цитируют СМИ слова Рустама Черкесова, заместителя генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект».