МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Метростроевцы осваивают Новую Москву

Вдоль Ленинского проспекта пройдет новая линия подземки

За последние годы жители Новой Москвы успели почувствовать себя настоящими москвичами. А в 2023 году почувствуют окончательно, ведь если что и дает осознание своей «столичности», так это открытие рядом с домом станции метро. Ну а когда в район протягивается целая линия, границы между жителями старой и присоединенной территорий мегаполиса попросту стираются. И психологически, и физически.

Метро — это значит, что ты не оторван от большой земли. Метро — это гарантия, что ты попадешь в нужное место без опоздания. И, наконец, метро — это просто очень удобный, комфортный вид транспорта, которому все чаще отдают предпочтение даже убежденные водители. Программа «Мой район», которая предусматривает в том числе трансдоступность каждого района в Москве для пассажиров, стала идеологической основой для разработчиков схемы скоростного транспорта.

Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы/Евгений Самарин

Коммунарскую линию подземки, которая свяжет Новую Москву с юго-западом российской столицы, специалисты планируют строить в два этапа. На первом будет возведен участок от станции «Севастопольский проспект» до «Улицы Новаторов», на втором — от «Улицы Новаторов» до «Столбово». О первом этапе, над проектированием которого сейчас активно работают инженеры Института Генплана Москвы, мы и поговорим.

Сооружение линии метрополитена вдоль Ленинского проспекта предусмотрено еще Генеральным планом города Москвы, утвержденным законом города Москвы от 5 мая 2010 года, который прошел публичные слушания во всех районах города. Рассматриваемый проект планировки в обязательном порядке в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации пройдет процедуру публичных слушаний во всех районах, на территории которых осуществляется проектирование данного участка линии.

Эксперты утверждают: хорошая транспортная система предусматривает параллельные «артерии». Недостаточно иметь одноколейную железную дорогу; недостаточно иметь трассу, в которой есть лишь по одной полосе в каждую сторону. С метрополитеном то же самое. В свое время Вячеслав Глазьев, один из лучших специалистов в области транспорта, приводил пример мегаполисов, в которых на одних линиях подземки станции располагаются через 400–500 метров, а на других — через 3–4 километра. Таким образом, пассажиры имеют возможность в зависимости от расстояния, которое им необходимо преодолеть, рассчитывать время своего пути. Можно, например, проехать одну станцию по скоростному маршруту, а потом вернуться на 1–2 станции назад — так будет быстрее, нежели ехать с остановками по «медленной» линии. Но главное — любая транспортная линия должна иметь дублера. Пассажиры не будут опасаться возникновения нештатных ситуаций и переполненности составов. Уверенность приехать вовремя на работу, на встречу, а также комфорт самой поездки — важные составляющие общественного транспорта. И именно этими принципами руководствуются проектировщики.

— Только сооружение новых линий метрополитена, обеспечивающих общегородские пассажирские перевозки, позволит обеспечить нормальные условия транспортного обслуживания в юго-западном и южном секторах города Москвы. Без них существующая сеть метро просто не справится с возрастающими нагрузками — и те же жители районов Академический, Гагаринский, Ломоносовский не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий, поскольку поезда будут переполнены пассажирами, проживающими на большем удалении от центра, — говорят специалисты.

Новая линия поможет старым

Участок Коммунарской линии существенно разгрузит Калужско-Рижскую и Сокольническую ветки. Если ее не строить, южную часть подземки в ближайшие несколько лет ждет коллапс. На территории Коммунарки, куда придет линия, непосредственно в зоне влияния проектируемых станций проживает около 50 тысяч человек. Очень быстро, впрочем, количество жителей увеличится в 10 (!) раз.

— 65% сделок на первичном рынке Новой Москвы заключают жители столицы, — рассказывает директор по маркетингу и формированию продукта крупного жилого комплекса Дмитрий Цветов. — Причем все больше клиентов переезжают на присоединенные территории из-за возможностей, которые они предлагают жителям. Бюджет покупки перестал быть определяющим в принятии решения. На первичном рынке Новой Москвы увеличилось количество покупателей в возрасте 41–50 лет. На их долю приходится 22% сделок. Среди этой категории клиентов немало сотрудников, занимающих руководящие должности, с достатком выше среднего. Такие покупатели предъявляют повышенные требования к транспортной доступности (дорога до работы не должна занимать больше часа), а также внимательно изучают инфраструктурное окружение (все необходимые услуги должны предоставляться в пешей доступности от дома).

Эксперты отмечают, что рост доли «возрастной» аудитории говорит об увеличении внимания к Новой Москве как к современному, экологически чистому району. А фокус интереса смещается со стоимости квадратного метра, который к тому же за последний год подорожал примерно на 20%, на потребительские свойства территории. Об этом свидетельствует и средний чек сделки: стоимость приобретенной квартиры покупателями 41–50 лет составляет примерно 5 млн рублей, и это самый высокий бюджет среди всех возрастных групп.

— Первые годы квартира в Новой Москве была в своем роде покупкой на перспективу или максимально доступным способом получить столичную прописку, — комментирует эксперт. — Затем по мере развития девелоперских проектов она стала выбором молодых людей, для которых финансовый аспект был по-прежнему важен, но уже в рамках оценки «цена/качество». Сегодня ни к преимуществам территории, ни к качеству проектов нет вопросов, и люди переезжают сюда из-за желания жить в районе с хорошим воздухом, большими парками, разнообразной инфраструктурой.

В пешеходной доступности от новых станций метро живут 200 тысяч и работают 65 тысяч человек. Строительство участка улучшит транспортную ситуацию в районах Ломоносовский, Гагаринский, Академический, Котловка. Коммунарская линия снизит возрастающую нагрузку в связи с развитием территорий Новой Москвы на южные участки действующих Сокольнической, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий метро. Улучшится ситуация на дорогах юго-запада Москвы: их загрузка уменьшится на 15–20%.

Фото: Иван Скрипалев

Рост интереса к присоединенным территориям со стороны клиентов 41–50 лет отразился и на структуре сделок. За прошедший год доля проданных двухкомнатных квартир классической планировки увеличилась на 4%, тогда как жилье евроформата, наоборот, потеряло по спросу 3%. 69% покупателей рассматриваемой возрастной группы предпочитают классическую планировку, несмотря на то, что такие объекты обходятся дороже, чем жилье евроформата с объединенной гостиной и кухней. Кроме того, все чаще одновременно с квартирой клиенты стали приобретать кладовые комнаты, а также машино-места.

— Новая Москва — это новая точка роста на карте Московского региона, совершившая огромный прорыв в развитии за последние годы, — говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). — Сейчас здесь появляется не только качественное и актуальное по своим характеристикам жилье, но и обновляется инфраструктура, создаются рабочие места, расширяется транспортная сеть. В результате Новая Москва сегодня значительно превосходит по характеристикам многие старомосковские районы. Благодаря росту потребительской ценности присоединенные территории продолжают перетягивать на себя спрос.

Тоннели глубокого заложения

Часть тоннелей будущей Коммунарской линии проходит под сложившейся жилой и общественной застройкой. Однако опасаться жителям нечего: глубина заложения тоннелей под жилыми домами составляет минимум 30 метров (такую высоту имеет 12-этажный дом). Это очень большой запас прочности. На такой глубине построено большинство действующих линий метрополитена в районах с плотной жилой застройкой (в том числе большая часть советских станций), жители этих районов совершенно не ощущают воздействия подземного транспорта.

Метро даже в центре города находится намного ближе к поверхности и никак не влияет на здания. Что касается окраин, где застройка не столь плотная, глубина залегания тоннелей редко превышает 30 метров. Так, на Калужско-Рижской линии от станции «Новые Черемушки» до «Академической» тоннели проложены на расстоянии от 7 до 9 метров под землей, на Сокольнической ветке на перегоне между «Юго-Западной» и «Проспектом Вернадского» — на 7 метрах, на «Университете» тоннель уходит на максимальную глубину в 27 метров.

— Строительство новых станций Коммунарской линии является полностью безопасным, — утверждает научный руководитель Научно-инженерного центра Тоннельной ассоциации России Валерий Меркин. — У московских метростроителей большой опыт в возведении такого рода объектов. Можно с уверенностью говорить, что жители ближайших домов не почувствуют неудобств, связанных с прокладкой тоннелей.

Заместитель генерального директора по строительству объектов метрополитена АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк рассказывает, что для строительства перегонных тоннелей новой линии метро протяженностью 7,3 км от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» планируется задействовать 6-метровые проходческие комплексы с использованием высокоточной железобетонной обделки. Технология практически исключает просадки, воздействие на окружающую застройку и инженерные сети.

— Отмечу, что эффективность и безопасность применения этих комплексов в московских грунтах доказана временем, — говорит эксперт. — Аналогичные комплексы использовались при возведении большинства тоннелей метро в столице. Только за последние 8 лет «Мосинжпроект» успешно построил 38 станций и более 75 км линий. Возведение большинства из них велось в условиях плотной городской застройки.

Что сделано в районе сооружения первого участка Коммунарской линии? В общем-то, процесс подготовки к выходу на объект стандартный и строго выдерживается специалистами. Проведено разведочное бурение, различными методами изучена геологическая структура строительного пятна, определены свойства грунтов и подземных водных горизонтов, дана оценка инженерно-геологических условий. Район строительства в отношении карстово-суффозионных процессов не опасен.

Получив первые результаты с места будущей стройплощадки, комиссия начинает обследование близлежащих зданий и сооружений. «В местах расположения над тоннельной трассой водоводов, теплосетей, канализации больших диаметров предусматривается организация наблюдений за сдвижениями земной поверхности и выполнение охранных мероприятий. Предусмотрено проведение мониторинга за деформациями земной поверхности и во время разработки котлованов и тоннельной проходки», — добавляет Валерий Меркин.

Первый участок

Проектируемый участок линии протяженностью 7,3 км предусматривает размещение трех станций (рабочие названия) — «Улица строителей», «Академическая» и «Севастопольский проспект».

— В проекте стараемся разместить линию преимущественно в створе существующих транспортных коридоров, однако необходимость в обеспечении нормативных планировочных параметров трассы (в том числе нормативных радиусов поворота тоннелей) обусловила частичную прокладку линии под территориями кварталов со сложившейся жилой и общественной застройкой, — говорит начальник мастерской развития пассажирского транспорта Института Генплана Москвы Ольга Панкина.

За основу проекта планировки территории участка метрополитена от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» взят вариант прохождения линии от станции «Улица Новаторов» вдоль Ленинского проспекта, далее вдоль улицы Дмитрия Ульянова, улицы Большая Черемушкинская до Московского центрального кольца.

Проектируемый участок линии составляет 7,3 км. На нем расположатся «Улица Строителей», «Академическая», «Севастопольский проспект». Читайте и записывайте, как будут проложены станции.

Станция «Улица Строителей» расположится вдоль Ленинского проспекта, севернее примыкания к нему улиц Строителей и Панферова, с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны Ленинского проспекта к жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта.

Станция «Академическая» пройдет вдоль улицы Дмитрия Ульянова с юго-восточной стороны от примыкания к ней Профсоюзной улицы и проспекта 60-летия Октября, пересадочная со станцией «Академическая» существующей Калужско-Рижской линии метрополитена, с двумя вестибюлями и выходами на обе стороны улицы Дмитрия Ульянова, улице Гримау, проспекту 60-летия Октября к существующей и проектируемой жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта.

«Севастопольский проспект»: будет построена с внутренней стороны Московского центрального кольца, между Севастопольским проспектом и Павелецким направлением Московской железной дороги, пересадочная с остановочным пунктом «Крымская» Московского центрального кольца, с двумя вестибюлями и выходами к Севастопольскому проспекту, к существующей и проектируемой жилой и общественной застройке, остановочным пунктам наземного пассажирского транспорта.

— Сейчас Москомархитектура и НИиПИ Генплана совместно с «Мосинжпроектом» разрабатывают оптимальный вариант трассировки участка новой линии метрополитена от «Улицы Новаторов» до «Севастопольского проспекта», — рассказывает заместитель генерального директора по проектированию АО «Мосинжпроект» Рустам Черкесов. — Планируемое строительство должно осуществляться с учетом плотной застройки с минимальным прохождением под жилыми домами, а также исключать ненормативную просадку зданий. После учета всех замечаний от специалистов проект будет направлен на публичные слушания для рассмотрения его жителями.

Более полная оценка будет дана по итогам выполнения в полном объеме инженерно-геологических изысканий и проведения обследований зданий. При необходимости по результату оценки влияния будут приняты дополнительные меры.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах