Преображения, которые произошли за последние годы с центром города, ни для кого не секрет. Центральные улицы освободились от забивших их машин и были отданы пешеходам. Москва изменилась, став похожей на настоящую европейскую столицу. На самом деле Центральный округ был пионером в благоустройстве улиц, которое идет сейчас по всей Москве в рамках программы «Мой район».
Хотели бы жители Новых Черемушек или Зюзина, чтобы и их тротуары были такими же широкими, а дороги — такими же ровными, как в центре? Хотели бы москвичи из Бирюлева или Богородского иметь такие же красивые парки с пешеходными зонами, лавочками, фонарями? Думается, что да. Кажется, что каждый раз, приезжая в центр Москвы на Тверскую или Большую Никитскую, они думают: вот бы нам так. Благодаря проекту «Мой район» в самых разных уголках Москвы создаются такие же приятные условия, как и в центре. «Чтобы достичь такого уровня комфорта, как в Центральном округе, особо стараться не надо, потому что у нас большинство районов более комфортны, чем Центральный округ. Он вообще для жизни меньше всего приспособлен, потому что там огромное количество машин, очень мало парков, маленькие дворы-колодцы, которые заставлены машинами, огромный поток людей, туристов», — заявлял мэр города Сергей Собянин.
Каждый район Златоглавой можно сделать центром притяжения для туристов и горожан. Однако столичным властям не придется начинать работы в 25 поселениях и 125 районах с нуля. «Мы строили школы, детские сады, больницы, поликлиники, благоустраивали десятки тысяч дворов, сотни парков», — подчеркнул градоначальник. Каждый район нашего города уникален: он имеет свою историю, свои знаковые места, своих известных людей. Да и у центральных улиц совсем другое назначение. Да, благоустроенные Раменки будут привлекать туристов, но явно не в таком количестве, как тот же Кузнецкий Мост. Поэтому и реконструировать улицы надо иначе. «Мы же Мясницкую или Лубянку никак не интегрируем в спальные микрорайоны, у них своя архитектура, свое общественное пространство, свои задачи, в конце концов, свой функционал. И если мы что-то такое будем просто бездумно переносить туда из центра, то мы, кроме протестов, действительно ничего не получим», — совершенно справедливо считает мэр города.
Собянин подчеркнул, что в рамках проекта организаторы постараются сохранить уникальность каждого района, подчеркнуть его индивидуальность. «Мы должны видеть район как некую обособленную территорию со своими традициями, историей, специфическими проблемами и обустраивать не только город в целом, а именно брать срез района и смотреть: а чего там не хватает? Школ, больниц, общественного транспорта, скверов, парков, связанности этих территорий, каких-то знаковых объектов, наполнения культурной жизнью? Надо посмотреть комплексно, где люди живут и какие проблемы на этой территории», — отметил Собянин.
Поэтому никто не говорит о полном переделывании или перестраивании районов. Задача авторов проекта: гармонично дополнить район всем тем, в чем нуждаются жители, благоустроить пространства и подчеркнуть, если это возможно, уникальность района, выделить его особенности.
Работы по благоустройству в разных районах уже начались. Например, жители Бескудниковского района давно хотели, чтобы к новой станции «Селигерская» были проложены аккуратные дорожки: так проще добираться до метро. И вот в следующем году такая сеть появится. В этом же районе сейчас в принципе ведутся работы по благоустройству транспортно-пересадочного узла. «В ТиНАО проложили метро, в проекте строительство еще одной ветки, реконструировали Калужское шоссе, сделали поперечные связки дорог, запустили десятки маршрутов автобусов, обустраиваем там достаточно большое количество парков, строится крупнейший медицинский центр. А в Южном Бутове сделали шикарный парк, который не просто районного, а мирового уровня. Мы и до этого не стояли на месте — будем продолжать такую политику, при которой наши районы будут с каждым годом более красивыми, ухоженными и комфортными для жителей», — рассказывал мэр города.
Как изменилась Якиманка
В Москве наступает весна, начинаются солнечные деньки. Если идти по набережной, еще тянет холодным ветром, и надо кутать лицо. Но уходить во дворы совсем не хочется: слишком приятно идти вдоль реки по широкому тротуару, без сигналящих машин. На другой стороне реки виднеется Петр I, слишком яркий в лучах солнца, и красный кирпич бывшего завода. В воздухе на Якиманской набережной пахнет приближающимся теплом.
— Так и ходила бы сюда гулять, — рассказывает москвичка Наталья, живущая в самом центре, на Большой Никитской улице, дом 52, стр. 2. — Жаль только, время не всегда есть. Ходила сейчас в итальянский визовый центр и решила прогуляться, пока теплое солнышко светит. Жалко, что еще ветер холодный, а так бы с удовольствием взяла книжку, посидела тут на лавочке, почитала... Спокойно, тихо. Именно этого не хватало Якиманской набережной.
Наталья вспоминает, как шла здесь лет шесть назад. Дома затянуты зеленой сеткой, тротуар маленький, дорога еще меньше. Идешь и думаешь: быстрей бы проскочить. Ни о каких прогулках и речи не было! Где гулять, если двум людям разойтись было сложно? После благоустройства ситуация в корне изменилась.
Напомним, что Якиманская набережная — это самый центр Москвы, правый берег Водоотводного канала. До своего преображения набережная вовсе не привлекала горожан и явно не получила бы звание «место притяжения туристов». Даже странно, что такой неуютный участок был в самом центре города. До реконструкции на набережной от Патриаршего моста до Малого Каменного моста было 5–6 полос движения, которые, как бутылочное горлышко, сходились в одну. Тротуары же имели ширину всего в 2,6 метра — это не особо комфортно для пешеходов. И уж точно никаких деревьев на набережной не было.
Благоустройство набережной поддержали 86% горожан (319,5 тысячи человек), принявших участие в электронном голосовании на портале «Активный гражданин». В итоге власти приняли важное решение: отдать участок набережной от «Музеона» до Патриаршего моста полностью пешеходам и закрыть его для автомобилистов. На другом участке, от Патриаршего моста до Малого Каменного моста, сохранили две полосы движения из центра и одну-две в центр. Таким образом, проезжая часть сузилась, зато исчезло бутылочное горлышко. Изменилась схема движения и в прилегающих переулках: 1-м, 3-м и 4-м Голутвинских. В результате таких преобразований пропускная способность Якиманской набережной и переулков не уменьшилась, зато появилось свободное пространство, которое можно использовать для создания качественной городской среды.
Интересно, что Якиманская набережная стала своего рода продолжением Крымской набережной с широкими тротуарами по десять метров. Тротуары замостили крупной гранитной плиткой и бортовым камнем, воздушные кабели, которые портили вид на город, убрали под землю. Чтобы пешеходы не уставали и могли с удовольствием любоваться городом, на набережной поставили 22 скамейки и три информационные стелы с Wi-Fi. Набережную освещают светильники, а днем от лучей солнца можно скрыться под липами. К тому же деревья отделяют пешеходную зону от проезжей и защищают прохожих от автомобильной пыли и грязи.
В Замоскворечье вернулась былая красота
Еще одна красивейшая улица в центре Москвы — Пятницкая. Это пример того самого старого, купеческого города. Однако так получилось, что красивые дома скрывались за вывесками, дороги и тротуары были заставлены машинами. Обидно, но гулять по Пятницкой не хотелось вовсе.
— Я всегда, когда бывала за границей, в Бельгии или Италии, ходила по центру города и думала: вот бы нам такое устроить в Москве, — рассказывает Аида Васильевна, жительница дома 11 строение 6, по Садовнической улице, что пересекается с Пятницкой в самом ее начале. — Но, увы, одна из красивейших улиц прямо рядом с моим домом была совсем не удобна для жизни. Тротуары узкие, куча ям. Весной и осенью вообще невозможно. Идешь в банк или в магазин — обязательно машина обрызгает грязью.
Сейчас Пятницкая совершенно преобразилась. Причем благоустройство на этой улице можно назвать комплексным: по сути, оно стало финалом создания крупной пешеходной зоны «Замоскворечье», в которую входит Пятницкая и переулки рядом с ней.
«Вы знаете, раньше эта улица называлась и Большой, и Хорошей, но в последние годы назвать ее и большой, и хорошей не поворачивался язык. За последние год-полтора здесь проведены огромные работы по восстановлению фасадов, по реставрации памятников, по расширению тротуаров, благоустройству, освещению. Благоустроены десятки скверов, дворов, которые расположены вдоль этой улицы, и сегодня ее можно действительно снова назвать хорошей, хорошей для Москвы и москвичей. Так что поздравляю с праздником, с днем рождения улицы Пятницкой», — сказал в свое время Сергей Собянин.
Реконструкция поменяла само назначение улицы. Если раньше главными на ней были автомобилисты, то теперь — пешеходы и велосипедисты (на Пятницкой появились велодорожки, а тротуары стали шириной до шести метров).
Тверской и Мещанский районы обновились
«В Москве прибавилось еще шесть благоустроенных улиц — вокруг Центрального детского магазина, а также большая историческая улица Мясницкая, почти два километра — от Лубянки до Садового кольца. Благоустроены пока не полностью, частично, но тем не менее всё пространство вокруг этого комплекса теперь комфортное для пешеходов, открылись новые скверы, открылись новые площади. И конечно, исторические фасады домов приведены в порядок. Сделано хорошее, качественное освещение» — так о завершившемся благоустройстве центра говорил мэр города.
На улице Рождественке летом особенно красиво — клумбы с цветами, открытые веранды кафе, уличные музыканты... Но так было не всегда. Раньше Рождественка да и прилегающие улицы района могли порадовать только писком автомобильных гудков, пробками и вечным столпотворением на тротуаре. Например, такая же картина представала перед глазами гуляющих по Мясницкой. Кстати, обустройство этой улицы мэр обсуждал со студентами Высшей школы экономики. «Мы договаривались обустроить Мясницкую вокруг здания вашего университета и вообще на всём ее протяжении. Улицу XVIII века любят москвичи, и тысячи людей каждый день по ней ходят, любуются замечательными зданиями», — рассказывал мэр.
Мясницкая — одна из самых известных улиц города. Она тянется от Лубянской площади до Садово-Спасской улицы и существует уже с XVIII века. И как было жалко, когда улица с такой историей была отдана в основном автомобилистам. Пешеходы использовали ее исключительно как транзитную: ни лавочек, ни зелени, ни широких тротуаров.
В итоге москвичи сами проголосовали за то, чтобы Мясницкая стала привлекательнее и удобнее. Тротуары расширили и замостили плиткой, начали появляться летние веранды для кафе, лавочки и ажурные фонари, стилизованные под старину. Появились кустарники, а площадь газонов увеличилась со 150 до 210 квадратных метров. Осталось место и для машин: для автомобилистов есть две полосы с односторонним движением в центр. Интересно, что пропускная способность Мясницкой только увеличилась: с 3,2 до 3,5 тысяч автомобилей в час. И все благодаря упорядоченности движения. Кроме того, москвичи помнят, что на каждом фото с Мясницкой улицы поперек неба были троллейбусные провода. Теперь их убрали в специально созданный коллектор. Да и фасады домов заметно похорошели: исчезла незаконная реклама, на 37 зданиях появилась художественная подсветка.
Но благоустройство города на этом не закончится. «Это начало работ, и многие люди подходят и просят, чтобы пришли в их переулки, на их улицы и также навели порядок, благоустроили. Так что мы эту программу будем продолжать и в дальнейшем», — говорит Сергей Собянин.