«Итальянская забастовка» была объявлена в середине декабря в одном отдельно взятом районе Аэропорт — зато сразу в двух смыслах. Подрядчик вывоза ТБО объявил, что впредь намерен вывозить ровно столько мусора, сколько положено по контракту с государственной управляющей компанией района, — 215 8-кубовых бункеров в месяц. Это и есть «итальянская забастовка» в терминологическом смысле слова: делай то, что обязан по закону, но не более.
А поскольку по факту вместо 215 бункеров каждый месяц образуется 570 (по крайней мере, так утверждает подрядчик), Италией начинает пахнуть и в другом смысле: все мы видели репортажи из серии «Их нравы» о погрязшем в мусоре Неаполе. Местные подрядчики мусорного дела — они же монополисты — необычайно упорно торгуются и любят чуть что бастовать: злые языки говорят, что они связаны с местной мафией…
«Мы понимаем, — пишет компания в обращении к жителям района и коммунальщикам, — насколько для жителей города важен своевременный вывоз мусора. Именно поэтому мы вывезли сверхлимит за свой счет, хоть объем и превышает норму более чем в два раза. Лимит по вывозу отходов (за декабрь. — «МК») исчерпан еще 10 декабря. Мы постоянно обращаемся в управляющие компании с просьбой соблюдать лимит или скорректировать договоры по особым льготным условиям, но нарушения продолжаются. С сегодняшнего дня мы будем вывозить мусор только по нормативам договора».
Хельга и ватный Дед Мороз
Квартал между 1-й и 4-й улицами Восьмого Марта (да, такие в бывшем селе Зыкове, теперь район Аэропорт, названия), вокруг 9- и 12-этажки, а для разнообразия — красивый особняк-мастерская художественной династии Манизеров. Мусорная площадка на пять контейнеров: четыре обычных, а пятый — сетчатый, для перерабатываемых отходов. Оператор предлагает такую схему сбора: перерабатываемый мусор (стекло, бумага, пластик, металл) — в один пакет, потом — в этот сетчатый контейнер; все остальное (пищевые отходы и прочее несортированное) — в другой.
Вот только про «многопрофильность» сетчатого контейнера, кажется, никто не знает: в нем доверху только пластиковых бутылок, а больше ничего туда не скидывают. Зато четыре обычных контейнера переполнены, хотя на часах всего 9 утра. Идет третий день с момента начала «итальянской забастовки»…
Один за другим к бакам подходят жители — почти все, бросив пакет-другой мусора в «несортированные» контейнеры, идут в одну сторону, к метро «Аэропорт». В баках места уже нет, так что мешки ложатся рядом — авось приберут. От одного отсека мусорной площадки к другому перебегают серые зверьки — дальние потомки разносчиков «черной смерти», опустошившей Европу почти 700 лет назад… Они, впрочем, тут появились не вчера: видели крыс на площадке и пятью, и даже десятью годами раньше.
А вот начался трудовой день у ремонтных бригад: из какой-то «реновируемой» квартиры двое рабочих несут характерные ДСП-панели. Жалкая участь когда-то престижной мебельной стенки. На третью ходку к помойке спускается уже целый шкаф — так называемая хельга, даже с неразбитыми еще стеклами. Вообще-то для такого рода мусора полагается заказывать отдельный строительный контейнер, но рабочие не заморачиваются, а прогнать их некому: мусорная площадка — одна на десяток домов. Вот вам и превышение объемов…
Но сердиться на носильщиков, опустошающих очередную «бабушкину» квартиру, долго не получается: прямо под противный серый снежок вишенкой на торте выставляют… громадного, высотой в полметра, ватного Деда Мороза! Раритет в наши дни, кто понимает. Деда, разумеется, нужно спасти — вот и новогодний подарок от «духа помойки»!
Торг уместен
И все-таки с вывозом мусора надо что-то делать. В главной, она же окологосударственная, управляющей компании района «МК» рассказали, что о письме подрядчика знают и будут рассматривать. Недели полторы, чтобы сформулировать ответ. Отличная скорость, заметим, — за это время «лишнего» мусора наберется выше крыши, причем в прямом смысле: площадка-то крытая!
— Ситуация крайне острая, — соглашается муниципальный депутат района Леонид Балановский. — Пока сложно понять, кто прав и что может сделать район. Говорил с представителями подрядчика и управляющей компании — они сообщают, что знают о проблеме и готовятся подписать дополнительное соглашение.
Заметим, что от соглашения между коммунальщиками и подрядчиком тарифы для населения напрямую не зависят: они определяются на городском уровне. Но вот оправдать повышение тарифов — мол, видите, что происходит сейчас, у нас не хватало денег на вывоз всего объема отходов, поэтому пришлось повысить, — для этого подобная драма с «забастовкой» вполне годится, признает Балановский.
В целом же нервозность мусорной проблемы нарастает не только потому, что свалки захлебываются и стали настоящей экологической угрозой для столичного региона. Дело еще и в том, что в силу вступает новое законодательство, обязывающее подрядчиков в сфере ТБО сортировать (либо принимать уже сортированный) и перерабатывать мусор. Причем на каждый регион выбирается оператор-монополист (в Москве, в силу размеров города, таких операторов 4, но они все равно не конкурируют между собой). В силу закон вступает с января 2019 года, но Госдума сейчас работает над очередной отсрочкой — хотя бы для трех городов федерального значения, то есть Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
— Было бы несправедливо уже сейчас брать с москвичей намного большие деньги за практически ту же работу, — признает депутат ГД Владимир Ресин, много лет возглавлявший столичный стройкомплекс в ранге вице-мэра. — Ведь алгоритмы и мощности для полноценной сортировки и переработки мусора пока не готовы.
В итоге, похоже, реформу в отдельно взятой Москве отложат до 2023 года. А судя по тому, что в 20-х числах декабря грозное письмо мусорного оператора коммунальщикам исчезло с сайта и из соцсетей компании — договоренность была достигнута. Но глобальный вопрос — что делать с тем, что генерируемый москвичами мусор более чем вдвое превышает «нормативы»? — переносится на следующий год. Как в школе — пока не усвоим.