В 17-этажном доме на улице Москворечье, рядом с онкоцентром им. Блохина на Каширке, для детей снимает квартиру фонд для онкобольных. Местные жители обратились к участковому, чтобы тот проверил сдаваемую квартиру — все ли там законно?
Мы выяснили, что этот фонд снимает сейчас пять квартир для своих подопечных. С помощью фандрайзинга (деньги в проект вкладывают инвесторы, спонсоры, благотворители) они собирают средства на аренду квартир для таких людей. Как утверждает руководитель фонда Юлия Ромейко, сложности с соседями периодически возникают практически везде:
— Была, например, одна квартира, от которой нам спустя два месяца в итоге пришлось отказаться. Там консьержка по просьбе жильцов запрещала перевозить детей на лифте. Почему нельзя было ездить на лифте, она толком не объясняла.
Фонд, чьи подопечные как раз и находились в квартире в Конькове, развивает проект «Амбулаторные квартиры». Всего у фонда 40 таких квартир. Расходы на них за 2017 год составили 20,8 млн руб. — в Москву на лечение приезжает очень много детей из регионов. Всех нуждающихся разместить в специальных пансионатах, которые существуют в Российской детской клинической больнице и в Центре гематологии им. Дмитрия Рогачева, невозможно. Проживание детей, больных раком, в съемных квартирах позволяет разгрузить стационары.
— Врач пишет нам заявку, на какой срок и почему семья нуждается в амбулаторной квартире, — говорит директор программ фонда Елена Парицкая. — Кроме того, в квартире могут нуждаться дети, которые приезжают на прием: они уже выписались из больницы домой, но врачи должны контролировать их самочувствие. Анализы и обследование занимают несколько дней, в это время семья нуждается в амбулаторной квартире.
По словам представителей фонда «Подари жизнь», их специалисты периодически сталкиваются с непониманием со стороны здоровых людей, в то время как сами больные очень уязвимы и могут подхватить инфекцию где угодно. Такому ребенку еще и не любая квартира подойдет: для него смертельно опасны и пыль, и грязь, и грибок, живущий в плесени старых квартир. До того как фонд начал снимать квартиры для больных детей, их родители вынуждены были за неимением средств ночевать на вокзалах, в антисанитарных условиях, сводя на нет все усилия врачей.
— Когда мы только начинали свою работу 12 лет назад, нам очень часто приходилось сталкиваться с тем, что мамы здоровых детей уводили их с детской площадки, если туда приходил ребенок в маске. Тогда мы буквально каждый день объясняли, что дети, которым помогает наш фонд, не представляют угрозу для окружающих. Сейчас ситуация в целом изменилась к лучшему, — сообщает директор фонда Екатерина Шергова. — Подобный случай с попыткой выселения из квартиры для нас первый.
Мы попросили юриста рассказать, насколько обоснованны требования жильцов многоквартирного дома выселить неугодных им соседей.
— Исходя из смысла ст. 671 ГК РФ, собственник помещения вправе свободно заключить договор найма помещения с любым физическим лицом, — пояснил «МК» юрист в сфере ЖКХ Артем Шишканов. — Согласие соседей многоквартирного дома в данном случае не требуется. Следовательно, на расторжение договора аренды соседи никак повлиять не могут. Минздравом утвержден перечень инфекционных заболеваний, и онкологических недугов в нем нет, опасности для соседей онкобольные дети не представляют. Кроме того, собрание многоквартирного дома не уполномочено принимать решения относительно ограничения права собственности, распоряжения и владения имуществом. Если соседи обратятся в суд, то выиграть им не удастся.