Улица Ивана Франко, 18–20. Это так называемое старое Кунцево. Пятиэтажки из силикатного кирпича постройки начала 1960-х годов. Пять минут от метро через парк. Типичный пятиэтажечный двор между тремя домами. Деревья, дорожки, дети гуляют. То есть гуляли.
Теперь представьте, что весь двор обнесен металлическим забором-сеткой. Осталась только одна дорожка для проезда машин и одна, поуже, для пешеходов. За забором в двух бытовках живут охранники, среднего возраста мужики. Форма одежды зимняя, добротная. «Вы поймите, — говорят вежливо и почти без акцента, — мы людей уважаем. Но работа есть работа, вот у нас такая служба».
Вот-вот начнется стройка. На расстоянии вытянутой руки от жителей пятиэтажек, на месте двора. Мужчина в белой майке и накинутом на плечи свитере курит в окошко, пепел летит на стройплощадку. Наверное, не нужно объяснять, почему в половине окон, выходящих в этот двор (пока еще двор), торчат транспаранты. Одна часть просто проклинает застройщика, другая содержит вполне конкретное требование: «Сначала расселите, потом стройте». Резонно же?
— Нас пока не расселяют, поэтому и предложений конкретных нам еще не делали, — говорит пенсионерка Галина Павловна. — Но вообще, как говорят, собираются расселять на Ярцевскую улицу, к метро «Молодежная». Конечно, пяти минут от метро, как здесь, никто нам не даст. Это же беспредел!
Последняя фраза звучит не как возмущение, а как пояснение, это же жизнь. Так здесь устроено.
— Еще в 1996 году было подписано постановление «О комплексной реконструкции кварталов Кунцева», — рассказывает «МК» Мария Байнова, житель Кунцева и доцент РГСУ. — По этому постановлению часть домов уже снесены (это послевоенные 2–3-этажки), а оставшиеся подлежали реконструкции. Инвестконтракт к концу «нулевых» унаследовал нынешний застройщик, который недавно разработал проект планировки кварталов.
Этот проект, покрывающий большую площадь от Рублевского шоссе до Полоцкой улицы, в декабре 2016 года одобрила Градостроительно-земельная комиссия Москвы. Тут-то жители Кунцева поняли: их ждет борьба.
— Проект реконструкции включает большие объемы коммерческого жилья, 70%, — поясняет Мария Байнова. — Оставшиеся 30% предназначены для переселения жителей. Причем для переселенцев запланированы дома вдоль планируемого Северного дублера Кутузовского проспекта, то есть с видом на шоссе, а для коммерческой застройки — в глубине квартала.
Публичные слушания прошли со скандалом, жители Кунцева были резко против. Но, благо такая возможность по закону существует, девелопер слушания проигнорировал. И в ноябре 2017 года вышло постановление правительства Москвы №903-ПП, утверждающее проект планировки кварталов. Согласно ему тот самый двор и еще некоторые территории изымались из общедолевой собственности жителей. А на следующем этапе наступает очередь самих нерасселенных домов.
— Постановление нарушает права собственников жилья, так как предполагает изъятие собственности без согласия граждан, — констатирует Байнова. — Условия проекта хуже, чем в программе реновации, где предусматривается голосование собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов. В данном же случае в 47–48-м кварталах собственников по факту принуждают заключать сделку.
Сейчас жители Кунцева судятся с компанией. Мосгорсуд принял сторону девелопера, но 22 ноября ожидается рассмотрение апелляции в Верховном суде. Чтобы не терять времени, 13 ноября жители попытались не пустить на площадку строителей. Тут же возникли охранники, а потом и полиция — в результате за «неподчинение сотрудникам» нескольких человек задержали.
— У нас более полугода работает центр, где жители могут получить всю имеющуюся информацию, — прокомментировал ситуацию для «МК» Никита Андрианов, начальник управления градостроительной документации компании-застройщика. — Более того, в последние две с половиной недели проходят адресные, точечные встречи с жителями домов, непосредственно прилегающих к стройплощадке. Мы также договорились с ними о том, что непосредственно на стройплощадке мы в ближайшие дни не совершаем никаких действий. Но со своей стороны хочу сказать, что стройка не заморожена, подрядчик готовится к выходу на площадку, совершает все мобилизационные действия.
Вопрос о том, чтобы расселить дома прежде, чем будет начата стройка, девелопер обещает решить. «Строительство двух стартовых домов ведется в соседнем квартале — Ярцевская, 12–16, — говорит Никита Андрианов. — Будет бесплатное переселение, не будет доплаты за метры. Так что жители в итоге без доплат получат квартиры большей стоимости».
Звучит красиво. Но есть два нюанса. Первый: новостройки многим не нравятся ни расположением, ни качеством отделки. Второй: принудительное расселение неаварийных домов (да еще под коммерческую застройку, а не для государственных нужд) — это что-то новенькое даже с учетом опыта 1990-х годов. Общие собрания, по сведениям муниципальных депутатов Кунцева, дают 60 с лишним процентов против расселения. Но коммерсантов это не волнует.