Кому мышку жалко
Официально центр зимней передержки рукокрылых в Московском зоопарке появился в прошлом году. И тогда же стал принимать первых постояльцев. Главная задача сотрудников — обеспечить комфортный сон для летучих мышей, которые не смогли найти подходящего места для спячки в большом городе. Раньше этой проблемой занимались исключительно отдельные энтузиасты. Одна из них — известный специалист по рукокрылым, сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН Евгения Ивановна Кожурина. На добровольных началах она обустраивала передержку рукокрылым у себя в квартире. В 2016 году Евгении Ивановны не стало. Ее коллеги решили перенять полезный опыт и вывести его на официальный уровень. Теперь летучие мыши Москвы могут всегда найти помощь в зоопарке на Пресне. К слову, подобные центры существуют по всей Европе: численность мышей снижается, и такая помощь приносит ощутимую пользу популяции.
— На сегодняшний день нам принесли уже 40 животных, и они продолжают поступать довольно интенсивно, — рассказывает ведущий зоолог экспериментального отдела мелких млекопитающих Филипп Тумасьян. — Часть из них уже спит, остальные пока набирают вес.
Увидеть летучих мышей в Москве непросто: они существа скрытные и свое присутствие могут не выдавать. Именно поэтому многие горожане даже не подозревают о необычном соседстве.
Считается, что в столице обитает шесть видов, и все они занесены в Красную книгу.
Все наши мыши насекомоядные, зимой им есть нечего, поэтому они впадают в спячку. Происходит это в конце сентября — октябре. Во второй половине весны они пробуждаются и вылетают, чтобы дальше жить, размножаться и охотиться. Задача номер один для мыши осенью — найти убежище для зимней спячки. Не у всех это получается удачно: некоторые зверьки ошибаются с выбором укромного местечка. Уснуть им удается, но ненадолго. Причины для этого могут быть разные. Чаще всего проблема кроется в перепаде температур.
— Животные, которые к нам поступают осенью, — это мыши, которые успели уснуть, но что-то их разбудило, — объясняет Филипп. — Их приносят с балконов, находят в офисах, производственных помещениях. По всей видимости, мыши выбирают для сна некие технические полости. Для зимовки им нужна стабильная положительная температура воздуха, но при этом невысокая — от +2 до +5 градусов вполне подойдет. При +20 градусах они заснуть не смогут. В вентиляции и не сильно отапливаемых производственных помещениях такие показатели могут быть, поэтому мыши обустраиваются там в полной уверенности, что до весны их ничто и никто не потревожит. Но температура изменяется — и они просыпаются. Однажды такого зверька принес в зоопарк рабочий одного из заводов, который обнаружил его в коридоре. Была замечательная летучая мышка, которая свалилась на голову диспетчеру в аэропорту «Домодедово».
Снова заснуть для летучей мыши сложно — она уже не найдет места, где это сделать. На улице холодно, и питаться ей нечем. Мыши пытаются пробраться туда, где тепло, но уснуть там у них не получается: не тот температурный режим. Животные начинают метаться в поисках спальни, пока им хватает на это сил. Именно в эти моменты они, как правило, и попадаются на глаза людям.
Понять, что рукокрылые нуждаются в помощи человека, очень просто. Если вы встретили бодрствующую мышку в период с середины октября до середины апреля, значит, она не нашла себе подходящего места для зимовки. Если не вмешаться, она погибнет. В зоопарке им помогут вне зависимости от вида. В центре передержки укладывали спать рыжих вечерниц, нескольких бурых ушанов, одного лесного нетопыря. А в этом году впервые принесли прудовую ночницу — и это очень интересная гостья, потому что последний раз ее видели в Москве лет 100 назад.
Самые частые постояльцы — двухцветные кожаны, в зоопарке их большинство. Они наиболее часто используют постройки человека для обустройства жилища — мосты, здания, старые церкви. Этот вид хорошо приспособился к жизни в городе. Их находки сейчас происходят повсеместно, даже в самом центре — например, на Тишинской площади, в сталинской высотке на «Баррикадной». Зоологи фиксируют все точки, где были найдены мыши. В будущем по этой карте можно будет посмотреть, как распределяются их места обитания в Москве.
Салат из червей
Когда летучая мышь попадает в центр реабилитации зоопарка, в первую очередь ее осматривают на предмет травм. Если есть повреждения, к лечению подключается ветеринар. Дальше зоологи взвешивают гостью в специальной коробке. Все эти манипуляции вызывают у животных страшное возмущение, поэтому действовать нужно как можно быстрее.
— Вес — хороший показатель состояния зверька, — рассказывает Филипп Тумасьян. — В зависимости от этого мы принимаем решение, можно ли сразу укладывать мышь спать или ей необходимо какое-то время подкормиться.
Состояние животного во многом зависит от того, как быстро его находят люди. Осенью мыши часто залетают в квартиру, где их быстро ловят, а потом приносят в зоопарк. Такие мыши вполне упитанные, значит, их можно сразу отправлять спать в холодильник. Для двухцветных кожанов приемлемый вес для начала спячки — не менее 18 граммов. Мышки, которые поступили в ноябре, уже успели потерять свои жировые запасы. Поэтому их сажают в контейнеры и на протяжении нескольких недель откармливают мучными червями.
Причем далеко не все летучие мыши догадываются, для чего именно им ставят миски с червяками, не ассоциируют этот корм с едой. Тогда зоологам приходится кормить зверьков с рук — с помощью пинцета. Подцепляют червяка и кладут его прямиком в крошечный рот с острыми зубками. В день одной мышке нужно съесть 30–40 червяков. При таком рационе зверьки быстро идут на поправку.
— Большинство рано или поздно натыкаются на миску, и у них что-то включается: они вдруг понимают, что оттуда можно есть, — говорит зоолог. — При этом, когда они едят сами, абсолютно очевидно, что они не видят корм. Они понимают, что есть миска, что туда нужно биться носом и клацать зубами. Тогда иногда в рот что-то попадает. Это смотрится очень комично, их даже слегка жалко в эти моменты.
У каждой мыши свой срок, в течение которого она восстановит силы. Однажды в центр поступил зверек, который около двух недель летал по актовому залу школы. За это время он ужасно исхудал, и откармливали его очень долго. К слову, животное должно не просто отъесться, но и набрать жировой запас для комфортной зимней спячки.
Спи, мышонок, засыпай
Помимо ежедневных взвешиваний есть еще один показатель того, что летучие мыши готовы залечь в спячку. Зачастую они сами начинают отказываться от еды — больше не лезет. Тогда зоологи понимают, что время икс наступило, и готовят зверьку «берлогу». В небольшой контейнер ставят миску с водой, одну из стенок завешивают марлей или полотенцем — мыши необходима вертикальная поверхность, по которой она может забраться под потолок, перевернуться вниз головой и в таком привычном положении заснуть. Также для этих целей можно использовать необработанную доску или кору.
В день, когда мышку перемещают в холодильник, завтрак она не получает. В спячке жизненные процессы приостанавливаются, поэтому с полным желудком в постель «идти» не рекомендуется. На этом приготовления заканчиваются. Мышь переселяют в отсадник и ставят в холодильник. Очень быстро животное понимает, что вокруг стало холодно, а значит, пора засыпать. В помещении, где стоит камера со спящими рукокрылыми, нужно соблюдать тишину: сон их довольно чуток.
— Наши летучие мыши спят в стандартном бытовом холодильнике, сейчас в нем 4 градуса тепла, — говорит Филипп. — Периодически они просыпаются, могут слезть, чтобы попить. Затем осматриваются, видят, что ничего не происходит, температура не изменилась, значит, можно спать дальше. Мы постоянно контролируем их состояние. Раз в неделю открываем холодильник, достаем мышь, взвешиваем и кладем ее обратно. Это нужно делать быстро, не растягивая удовольствие на полчаса. Как правило, они не успевают проснуться. Если вес оказывается маленький — для двухцветных кожанов это порядка 10 граммов, — нам приходится прерывать спячку. Мы не убираем мышку в холодильник, а пересаживаем в отсадник побольше и начинаем докармливать.
Если это случилось посреди зимы, за две недели мышь успевает набрать нужный вес — и снова засыпает в холодильнике. Если же низкую массу зафиксировали в апреле, в спальню животное не возвращают. Урезают рацион и ждут погоды, чтобы выпустить.
Во второй половине весны зоологи будят всех остальных мышей.
— Мы просто берем и достаем их из холодильника, — рассказывает Филипп. — Попадая в тепло, мышка начинает нагреваться, шевелить крыльями, водить носиком, принюхиваться. Она понимает, что вокруг больше не холодно. Тогда она начинает повышать температуру тела, разогревая мышцы. Выглядит это как подрагивание. Восстанавливаются мышки довольно быстро. А когда просыпаются окончательно, идут искать, где поесть и что попить. Но корм мы даем не сразу, пусть сначала придут в себя. Через несколько часов они получают полноценную порцию червей.
На волю!
Следующие несколько дней летучие мыши привыкают к бодрому состоянию и восстанавливают вес. После этого их можно смело выпускать в природу. Кожанов выпускают прямо здесь, в зоопарке, с крыши. Обязательное условие — хороший теплый вечер, летная погода и сумерки. С наступлением темноты спадает активность у городских птиц, в том числе ворон, которые могут склевать растерявшихся мышей. Зоологи выбирают просматриваемую ровную площадку, чтобы быть уверенными, что животное точно улетит. И пока не было ни одного случая, когда мышь решила бы остаться в зоопарке.
— Выглядит это очень романтично — зверек радостно взмывает в облака в последних лучах уходящего солнца. Когда его выпускаешь, он делает несколько кругов над тобой, осматривается, а потом улетает.
Что касается других видов летучих мышей, у зоологов нет уверенности, что они выживут в центре, потому что приносят их с периферии. Так что их отпускают в лесопарках на окраине.
Всем животным на память надевают крошечное кольцо с номером. Если такая особь опять попадет к людям, сотрудники зоопарка об этом узнают. В прошлом году на волю было выпущено 50 мышек, которые провели зиму в холодильнике центра передержки. В этом году постояльцев уже 40! И есть основания ожидать, что их будет больше.
Прошлой зимой сотрудники давали каждому гостю имя. Чаще всего за основу брали место, где было найдено животное, таким образом в природе появились мыши Арбат, Смоленск и др. Бывает, что приносят уже с именем — в холодильнике ночевали Фрося и Кузя. Под конец сезона зоологи притомились: придумать 50 оригинальных имен — не самая простая задача. Поэтому сейчас крылатых гостей просто нумеруют.
Немаловажный момент, который сотрудники центра реабилитации хотят донести до москвичей, — организовать зимнюю спячку летучим мышам можно прямо у себя в квартире. Это не потребует больших усилий и доступно каждому человеку, который неравнодушен к природе.
— Мы готовы оказывать консультации, рассказывать, что и как нужно делать, — объясняет Филипп Тумасьян. — И мы очень приветствуем, когда люди готовы оставить мышку на передержку у себя дома, самостоятельно провести подкормку и зимнюю спячку. Понятно, что у кого-то дети, собаки... Или родственники против того, чтобы по соседству с кастрюлей борща спала летучая мышь. Но, если противопоказаний нет, вы вполне можете помочь перезимовать мышке своими силами. Для этих целей сгодится самый обычный холодильник. Мы никогда не откажемся взять зверька к себе, если вдруг что-то пойдет не так. Но также было бы здорово, если бы кто-то поддержал нас в этом начинании. Хотелось бы, чтобы мы были не единственные.
При контакте с летучей мышью следует соблюдать элементарную технику безопасности. В частности, нужно обязательно надевать тканевую перчатку. Зубки у мышей не очень мощные, но укусить могут, а все гипотетические заболевания передаются через кровь. Перчатка же защитит от укуса. Московские мыши не переносят такие заболевания, которыми сами не болеют. Если мышка живет в квартире 10 дней и с ней все хорошо, значит, ее можно считать здоровой.
Как показывает опыт, временное нахождение рукокрылых в ограниченном пространстве никак не сказывается на их способности летать. Животные, которые поступили в центр в конце октября, замечательно улетают в мае. Но, если оставить мышку в качестве домашнего любимца на годы, летать она, конечно, разучится. Специалисты не рекомендуют этого делать: московские мыши плохо выживают в неволе. Продолжительность их жизни в квартире всего 2–3 года, а в природе — около 10 лет. В домашней обстановке практически невозможно создать им условия, сходные с природными, и подобрать полноценный рацион. Именно поэтому в зоопарке был создан центр временной передержки: у всех мышей, перезимовавших здесь, путь один — в природу.