Официальный комментарий московской подземки таков: «...После объявления «осторожно, двери закрываются!» и при мигающих красных сигнальных огнях посадка и высадка запрещены». И если лампочки мигают только в новых поездах, то голосовые предупреждения должны звучать во всех вагонах без исключения. «МК» проехался по разным станциям восьми веток метро, и да, «осторожно, двери закрываются!» для пассажиров было везде. Другой вопрос: а как оно звучало?
Идем на станцию «Каховская». Решаем практически повторить историю с Васильевой и дождаться предупреждающего «осторожно, двери...». Пять секунд, десять. Уже и пассажиры уселись, уже и мест свободных нет, а на платформе все еще тихо, хотя я стою в полуметре от вагона. Только делаю шаг — и двери тут же с грохотом схлопываются! Слава богу, между ними не было моей головы. Вывод простой: звук тихий плюс в некоторых случаях машинист сам делает объявления, а в машинисты не всегда берут Шаляпиных. Хотя, возможно, никакого голосового сигнала не было и вовсе, но это уже не проверишь.
Как заметил корреспондент «МК», в большинстве своем машинисты дожидаются окончания фразы «осторожно, двери закрываются, следующая станция...» и ее перевода на английский. В сумме это занимает около 8 секунд. Однако есть исключения, и вполне серьезные.
На нашем пути — синяя ветка. Станция «Арбатская», людно, шумно. Тут уж с платформы точно никакое объявление не услышишь. Зато есть огоньки над дверьми! Мигают красным, видно замечательно. На этой станции машинист закрыл двери только через 15 секунд. Перешли на серую, а там такая же история. В среднем — восемь секунд на то, чтобы впрыгнуть в вагон. Вот на «Серпуховской» поезд стоял чуть дольше: мужчина просто вставил ногу между дверей и не дал поезду уехать, пока дама сердца не забежала в вагон. Надо ли говорить, что запасных ног ни у кого нет и проще дождаться следующего поезда. А вообще пара секунд играет огромную роль: от этого зависит, забежал ты в вагон всем телом или только частью.
Переходим на красную ветку. Тут машинисты были чуть порасторопнее и тратили на предупреждение всего 6 секунд. Опять же вагон старый, никакой светомузыки над дверями. Зато если зайти за ограничительную линию на платформе, то можно и предупреждение услышать. Только вот делать этого категорически нельзя.
Лидером торопыжек в рейтинге «МК» стал машинист одного поезда на зеленой ветке. Машинист вел поезд так, будто опаздывал на свидание. Может, в час пик такая спешка и объяснима, но не в 12 дня! В итоге на «Коломенской» после объявления у пассажиров было пять секунд, а на «Автозаводской» — все три. Три секунды! «Осторожно, двери закры...» И все. К закрывающимся дверям, на глазах нашего корреспондента, бежал тучный мужчина:
— Подождите! Ох! — запыхавшись, кричал он в сторону дверей, обращаясь как к водителю маршрутки. Если бы времени было побольше, то он бы успел до самого объявления «...next station is Paveletskayа».
Отдельная история — сила схлопывания дверей. Двери в старых вагонах могут щелкать пассажиров как орехи. Зато в новых поездах установлена другая система, которая позволяет плавно закрывать двери. Тут даже если и начнешь заходить в вагон при закрытии, то, скорее всего, успеешь либо зайти, либо придержать дверь рукой. Даже если и ударит — то не больно и уж точно не травмоопасно.
В пресс-службе Московского метрополитена не смогли оперативно ответить «МК», сколько же времени стандартно должен тратить машинист на закрытие дверей. Да, повторимся, заходить после сигнала нельзя. Но мы уверены, все в московском метро — от начальника до уборщицы — знают, что люди все равно пытаются заскочить. Так почему бы не придумать дополнительную степень защиты, раз уж голосовые сообщения могут давать сбой, а лампочки есть не везде?