Найти барельеф не составило труда — он висит на доме 7–9 с 1, на самом его торце, обращенном к переулку. Смекалка подсказала нам, что барельеф, возможно, имеет отношение к книжному магазину, расположенному по соседству. И правда: на логотипе магазина точно такой же божок, как и на барельефе! Разгадка близится. В самой книжной лавке нам рассказали, что настенное изображение — дело рук художников из мастерской, которая прячется недалеко во дворах. След привел нас к дому 11, строение 1, в том же переулке — на стене рядом с дверью красовались барельефы с изображением льва и единорога, но ни вывески, ни звонка мы не нашли...
С помощью соцсетей нам уже позже удалось выяснить, что авторы всех трех изображений — художники из творческого объединения My name is space. Они же сделали еще несколько барельефов по Москве, которые горожане считают уже частью столицы. Один из них находится на Покровке.
…Барельеф, напоминающий сцену из жизни древнеегипетских фараонов, уже фактически врос в стену дома №11 по Покровке. Пробегающие мимо москвичи вряд ли ищут тут какой-то подвох — висит и висит, значит, так надо. И вряд ли вглядываются в детальки. Хотя если остановиться около скульптуры на пару минут, выясняешь много интересного.
Да, как будто фараоны. Да, с детьми. Именно так, как мы привыкли видеть на памятниках Египта — ноги в профиль, плечи строго анфас. Вот только вместо древнеегипетского иероглифа, символизирующего бога солнца Ра вверху композиции, — хорошо знакомый нам значок «собаки». Вглядываешься дальше — Facebook, Like!, wi-fi, Bluetooth и прочие символы нашего века.
Так что не фараоны это, а современная семья, зависимая от Интернета. Такая вот аллегория. И история появления здесь этого украшения весьма и весьма забавна.
— После установки скульптуры мало кто будет специально с ней бороться, а вот согласовать ее заранее — гораздо сложнее. Если ты попадешься во время крепления, получишь 15 суток. И наши ребята пару раз так залетали. Поэтому, когда мы вешали барельеф на Покровке, специально решили делать это не под покровом ночи втихаря, а наоборот — с шумом. Мы пришли туда утром, надели рабочую одежду, перегородили дорогу... в общем, делали вид, что все официально. Так все прошло спокойно, — рассказал художник Дмитрий Никитин из объединения.
При этом барельеф на Покровке так понравился арендаторам дома, что они решили использовать его при оформлении вывески. Теперь все проходящие мимо уверены — это часть витрины магазина, так и должно быть.
Барельеф в Хохловском, к слову, висит уже пять лет. Когда корреспонденты были на улице последний раз, то изображение божка закрасили белой краской — как обычно поступают с граффити.
Только тут история для коммунальщиков посложнее — выступающую фигуру краской не уберешь. И надеемся, что бороться с ней и не будут. Те же художники развесили по Китай-городу фигурки рыцаря на коне, однако неизвестные их сломали.
— Должна быть заинтересованность управы, если мы хотим, чтобы это играло на туристическую привлекательность района. Например, в Барселоне или Берлине куча арт-объектов, и люди приезжают смотреть специально на них. Мы до этого пока не доросли. Но если наши две работы в этом районе висят, значит, мы на верном пути, скоро отношение поменяется, — объясняют ребята.
— Много барельефов еще у нас на складах, но мы не уверены, что будем развешивать их в ближайшее время. Сейчас обсуждаем это в том числе с администрацией парков. А также обсуждаем украшение Чистых прудов. В ближайшее время мы украсим свой район, Басманный, но в перспективе — конечно, хотелось бы расползаться не только по всей Москве, но и по всему миру.
При этом ребята настаивают: их скульптуры — это просто искусство, свободное и независимое, а никакой не отличительный знак района и не локальная фишка.
Хотя жаль: чуть больше пиара — скажем, в районной группе активистов Басманного в Facebook, — и уже можно было бы сотворить идею. Придумать, например, тематическую экскурсию по району — гулять по дворам и искать символы древних цивилизаций... Тем более что в Басманном районе — одно из самых дружных соседских сообществ в Москве.
Работают же такие штуки за границей: например, во Вроцлаве туристы под каждым кустом ищут маленькие скульптурки гномиков («краснолюдок»), разбросанные по всему городу. А в итальянской Сиене можно целый день рассматривать символы контрад (районов), на которые был разделен город в Средневековье, выполненные в виде зверушек — там гусь, дикобраз, волчица, гусеница и еще ряд символов.