Как стало известно «МК», в высшую судебную инстанцию с жалобами обратились четверо москвичей. Один из них — научный сотрудник одного из государственных НИИ — попал под сокращение. Трое остальных трудились вместе в частной компании и покинули работу по собственному желанию. Всех заявителей объединяло то, что они годами не ходили в отпуск и при увольнении надеялись получить компенсацию за неиспользованные дни. В результате у ученого накопились отпускные дни за 16 лет, а у работников коммерческой фирмы — за 12 лет. Однако работодатели оставили бывших сотрудников ни с чем. Те отправились искать справедливости в судах, но проиграли.
По мнению судей Зюзинского и Тверского судов, где рассматривались их иски к экс-боссам, трудоголики пропустили срок исковой давности. В отказных решениях служители фемиды указали, что взыскать компенсацию можно только за последние полтора года перед увольнением. При этом суды руководствовались конвенцией Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» и статьями Трудового кодекса. В этих документах сказано, что предельно допустимый срок, в течение которого сотруднику должен быть предоставлен неиспользованный отпуск, составляет именно 18 месяцев. Однако коллегия КС сочла, что нижестоящие судьи неправильно применили закон.
По мнению Конституционного суда, правило 18 месяцев вовсе не ограничивает право работника на получение компенсации за дни, которые он не смог вовремя отгулять. Напротив, как отметила высшая инстанция, оно должно подстегивать работодателей вовремя отпускать тружеников на законные каникулы и не заставлять их работать на износ. При этом, как говорится в постановлении, если компенсация не была выплачена сотруднику при увольнении, он имеет полное право через суд взыскать с прижимистого начальства компенсацию за все годы.