Художественных преувеличений здесь, увы, нет. Недавно к нам в редакцию обратилась читательница — возвращалась вечером от друзей, живущих в конце Ленинского проспекта, но до собственной машины не дошла. «Дом не освещен, фонари на дороге не горели, только вывеска отделения банка слегка подсвечивала дорогу. Я на ходу начала включать фонарик на телефоне, но, видимо, споткнулась о корень дерева и упала», — рассказала девушка. Упала, к сожалению, неудачно: сразу три сломанные кости в ноге.
«Много лет жители Болотниковской улицы просят руководство района сделать любое освещение по дороге, проходящей от остановки автобуса «Болотниковская, 45», вдоль торцов домов 45к 1, 2, 3, ведущей к школе и детскому саду №554. Сотни детей и родителей идут в школу и детский сад в полной темноте», — пишут в наказе мэру Москвы жители района Зюзино. Им, живущим на Болотниковской, вторят остальные — с Одесской, Керченской улиц, с Чонгарского и Черноморского бульваров... Выбираешь соответствующую рубрику жалоб на портале «Наш город» — здравствуйте, коллеги, у всех одинаковые проблемы!
Если прогуляться по указанным адресам «после отбоя», возмущение жителей становится понятно: Черноморский бульвар, к примеру, прекрасно благоустроен, приведен в порядок, подсвечен уютными фонарями... строго вдоль дорожек. Тем, кто гуляет, наслаждаясь ночной Москвой, — отлично. Тем, кто живет здесь и должен каждый вечер возвращаться домой — ужасно. Качество жизни в первом и пятом подъездах одного и того же дома может отличаться в разы — именно в зависимости от удаленности от освещенной дороги.
«Срочно нужно освещение от домов по улице Довженко через заказник «Долина реки Сетунь» к метро «Минская» и автобусной остановке!!! Пишем во все инстанции с 2013 года!!! Все эти годы вечерами и особенно зимой просто опасно ходить по дороге», — читаем среди наказов Собянину просьбу жителей района Раменки.
— В нашем районе достаточно плохо освещенных улиц и переулков, например, северная часть Качновского проезда, — говорит муниципальный депутат района Аэропорт Леонид Балановский. — Существует программа по установке фонарей, она более ли менее плавно проходит. Но некоторые участки — отчасти, вероятно, в силу ограниченных ресурсов, в эту программу не попадают. Почему там изначально не было фонарей? Говорить сложно, возможно, была другая схема застройки. Процесс включения улиц в список претендующих на освещение — интерактивный. Поступают обращения жителей в управу, к нам и в режиме диалога — управа выносит на префектуру, префектура отдает в соответствующие ведомства... Один из моментов, который смущает, — непрозрачность процесса. По каким критериям какой-то участок согласуют, а какой-то не согласуют?
За уличное освещение в Москве отвечают сразу несколько служб. Если темно в парке, то обращаться нужно в дирекцию зеленой зоны. Причем, судя по количеству жалоб на портале «Наш город», именно парки — самые плохо освещенные места. Например, в сентябре этого года перед судом предстал экс-директор парка «Фили». В 2015 году на благоустройство зеленой зоны выделили 26 миллионов рублей. В частности, в Суворовском парке, что в составе «Фили», должны были появиться фонари. Не появились.
«На отличной новой детской площадке нет ни одного фонаря — вечером на ней очень темно!» — пишут жители дома №64 по Ленинскому проспекту. Им вторят с Бирюлевской улицы: «Прошу обеспечить детскую площадку искусственным светом, места, где карусели и качели, находятся в полной темноте!»
Фонари в придомовой территории находятся под контролем управляющих компаний. У каждого дома она своя, и обращаться надо непосредственно туда. Для большинства домов — это ГБУ «Жилищник».
«Когда обходишь дом с торца по парковке, то неудобно, особенно в темное время суток. Просьба установить фонарь или сделать лампы с торца дома», — сообщают жители Большого Коптевского проезда, 10, корпус 2.
Фонари, освещающие магистрали, под крылом ГБУ «Автомобильные дороги». Остальное регулирует Моссвет. При таком раскладе и разделе имущества проще позвонить в Моссвет, а заодно написать жалобу на «Наш город».
Со своей стороны, «МК» направил запросы в столичный Департамент ЖКХ и Моссвет: узнать, кто и как решает, где в столице будет светло, а где хоть глаз выколи.
В пресс-службе нам ответили, что «работы по устройству дополнительного наружного освещения выполняются на основании обращений и пожеланий жителей», с учетом тех адресов тех точек, которые представляет префектура. С другой стороны, улицы освещаются в рамках «комплексного благоустройства» по заказу Департамента капремонта, префектур и управ: «Освещение новых развязок, дорог производится Департаментом строительства города Москвы».
— На Большой Юшуньской улице имеется функциональное освещение, проезжая часть и тротуары освещены в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. На примыкающем участке территории с «народными тропами» будет проведено дополнительное обследование, при необходимости устройства освещения данные мероприятия будут предусмотрены в плане работ на 2019 год.
Если переводить с чиновничьего на русский: на Большой Юшуньской вообще-то все нормально освещено. Но если вы хотите, то мы посмотрим на те дороги, по которым действительно ходят люди, и, может быть, в следующем году поставим там фонари.
Могут обрадоваться и жители Болотниковской. Как им ответили на портале «Наш город»: «...адрес в программу благоустройства района Зюзино на 2018 г. установка дополнительных опор освещения на дворовой территории. Работы будут выполнены в срок до 26.11.2018 г.».
В сообщении на портале говорится, что, обстановка с фонарями на Большом Коптевском проезде, 10 в общем-то все хорошо: «В ходе обследования территории установлено: неисправных элементов внутридворового освещения не выявлено. На указанной в обращении детской площадке отсутствуют опоры наружного освещения. Текущий ремонт светового оборудования не требуется. Дворовая территория (детская площадка) по вышеуказанному адресу будет включена в план благоустройства по установке опор наружного освещения в районе Аэропорт в 2019 году. Срок устранения проблемы 04.09.2019 г.». В общем, ждать москвичам год в темноте...
На наш вопрос по поводу оперативности ремонта фонарей в пресс-службе ответили, что осмотры наружного освещения осуществляются каждый день. И если техники обнаружат замечания, то устранят их в течение нескольких часов. Но при этом по Регламенту технической эксплуатации наружного освещения города Москвы на магистральных улицах светильники должны чиниться за сутки, на остальных объектах — в течение пяти рабочих дней с момента выявления проблемы. Не очень понятно в итоге, когда же ремонтируют фонари: в течение часа или пяти дней?
Спросили мы и про парки, а точнее, про темноту в парковых зонах Москвы. Ответ получили закономерный: «Возникающие неисправности в сети наружного освещения на территории города, в том числе парковых территорий, оперативно устраняются».