Никто из москвичей уже и не удивляется, если за год открывают пятерку-другую новых станций. Так, за первые семь месяцев 2018 года было построено 15 станций, 32 километра новых линий и два электродепо. Открыли семь новых станций Калининско-Солнцевской линии, участок Люблинско-Дмитровской линии, первый участок Большой кольцевой лини. В последний день августа мэр Москвы Сергей Собянин провел технический пуск первого участка Некрасовской (проектное название — Кожуховская) линии метро от «Некрасовки» до «Косино».
К 2023 году метро ожидает настоящий прорыв: протяженность метро составит 1000 километров, в том числе 555 км метро и Московского центрального кольца и 446 км Московских центральных диаметров.
«В результате реализации масштабной программы развития московского метро протяженность путей столичной подземки увеличится в три раза: мы имели 294 км, а будет — тысяча. Ровно столько, сколько в Нью-Йорке, — считает мэр города Сергей Собянин. — Впереди — еще более сложная задача. В течение четырех-пяти лет мы должны построить всю кольцевую линию и сделать транспорт Москвы современным и комфортным».
Станции как по нотам
30 августа в Москве открылись сразу семь новых станций метро — длиннее стала желтая линия подземки. Новый 15-километровый участок и станции — «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка» — осчастливили 600 тысяч москвичей. Речь идет о четырех районах: Очаково, Тропарево-Никулино, Солнцево и Ново-Переделкино. Особенно рады, конечно, жители Солнцева, которые ждут метро с момента присоединения района к столице.
«Огромная ветка метро, одна из крупнейших в Москве, — отметил мэр города Сергей Собянин. — Целые годы труда огромного коллектива строителей, сотрудников метрополитена, проектировщиков. Ждали этот праздник много десятилетий. И вот наконец он пришел в Солнцево, Переделкино, Рассказовку. Огромная работа проведена. 30 км метро, 17 станций пришлось пройти, чтобы дойти до Рассказовки. Десятки тысяч метростроителей со всей страны работали над этим проектом».
Жители районов, отрезанных от метро, вынуждены были стоять в пробках и проводить в общественном транспорте по 3–4 часа в день. Так было с теми, кто живет недалеко от «Раменок». Как «МК» рассказывала студентка Виктория, до того, как туда пришло метро, девушке было проще дойти до ближайшего метро («Теплый Стан» оранжевой ветки) пешком, чем трястись, а точнее, стоять полтора часа в маршрутке. Теперь для жителей Солнцева, Ново-Переделкина и поселения Внуковское временные затраты на поездку сократятся на 20–30 минут, а это семь лишних суток в год, которые можно провести как-нибудь иначе, чем стоя в пробке. В утренний час пик на участке «Раменки»—«Рассказовка» ожидается более 40 тысяч пассажиров. Ожидаемый максимальный пассажиропоток на участке от «Мичуринского проспекта» до станции «Раменки» на первое время после пуска составит 30 тысяч человек.
Автомобилистам тоже стало не в пример легче: транспортная нагрузка в районе Боровского шоссе и Мичуринского проспекта снизилась на 15–20%, и время в пути до центра города значительно сократилось. На участке от «Раменок» до «Рассказовки» появилось пять новых транспортно-пересадочных узлов: «Мичуринский проспект», «Боровское шоссе», «Озерная площадь» (станция метро «Озерная»), «Терёшково» (станция метро «Говорово») и «Рассказовка».
Калининско-Солнцевская линия станет самой длинной в московском метро — без пересадок можно будет проехать от Новокосина до деревни Рассказовка, а в будущем и до аэропорта «Внуково». А это значит, что в планах — соединить отрезки желтой ветки в центре города. Сейчас один участок заканчивается станцией «Петровский парк», другой — станцией «Третьяковская».
— Калининско-Солнцевская линия метро будет образована в результате присоединения к Калининской линии строящегося западного участка, — отметил Собянин. — На метро и без пересадки можно будет добраться из района Новокосино в дер. Рассказовку. «Рассказовка» недолго будет конечной: в ближайшие три-четыре года планируется продлить линию до аэропорта «Внуково». Она пройдет вдоль Боровского шоссе с выходом к аэропорту вдоль Центральной улицы. На участке длиной 5,5 км расположатся две станции — «Пыхтино» и «Внуково». Конечная станция, возможно, будет наземной. Это необходимо для того, чтобы интегрировать станцию метро с инфраструктурой аэропорта. Сейчас ведется проектирование и трассировка этого участка.
От Таганки до Некрасовки
Больше жителей Солнцева метро ждут, пожалуй, только на юго-востоке столицы. Печально известные своей транспортной ситуацией районы Выхино-Жулебино, Текстильщики и другие по фиолетовой ветке наконец перестанут стоять в пробках. Скоро на карте московского метро появится новая линия — Некрасовская, пятнадцатая по счету. Для 800 тысяч жителей, в том числе и из Люберец Московской области, метро станет доступнее, а самая загруженная Таганско-Краснопресненская ветка метро вздохнет с облегчением.
Цвет ветки — розовый — выбрали сами москвичи голосованием на портале «Активный гражданин». Линия протянется от станции «Авиамоторная» Калининско-Солнцевской линии до одного из самых отдаленных районов Москвы — Некрасовки. Всего на ветке разместятся девять станций — «Авиамоторная», «Нижегородская», «Стахановская», «Окская», «Юго-Восточная», «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка».
Технический пуск участка линии с четырьмя станциями «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино» уже произвели 31 августа.
— До конца года запустим движение поездов до «Косино» и в следующем году запустим до «Авиамоторной», — отметил мэр города Сергей Собянин. — Практически вся ветка метро уже готова, станции готовы, они в прекрасном состоянии, нужно еще некоторые технические мероприятия закончить, думаю, до конца года все запустим.
Ожидаемый пассажиропоток первых четырех станций ветки превысит в сумме 675 тысяч человек в сутки. Больше всех «достанется» станции «Косино» — там ожидают до 230 тысяч пассажиров в сутки. Выиграют от запуска ветки сразу несколько районов — Нижегородский, Рязанский, Выхино-Жулебино, Косино-Ухтомский, Некрасовка, Текстильщики, Кузьминки. Между собой будут связаны юго-восточные и восточные районы города.
Новые станции уже показали будущим пассажирам. «В рамках технического пуска новой ветки на юго-востоке столицы по поручению мэра Москвы Сергея Собянина мы организовали показ новых станций для жителей близлежащих районов, чтобы те смогли еще до открытия пассажирского движения на участке оценить новый транспортный объект», — рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» (единый оператор программы развития московского метро) Марс Газизуллин.
Пользоваться общественным транспортом станет проще: раньше, чтобы добраться до ближайшей ветки метро, москвичам из юго-восточных и восточных районов, с учетом пробок, приходилось проводить в общественном транспорте часы. Дальность подвоза, а следовательно, и время сократится — и все благодаря новой линии метро. Пассажиры, которые будут пользоваться новой линией, смогут экономить в среднем 15–20 минут на своих поездках.
Особенно полезна будет пассажирам новой линии пересадка, которая откроется со станции «Нижегородская» Некрасовской линии на станцию Большой кольцевой линии. Внутри построят две островные платформы, между которыми пройдут пути розовой линии, а по бокам от платформ — пути БКЛ. Станция входит во второй участок Некрасовской линии от «Косино» до «Нижегородской», запустить который планируется в 2019 году.
Кроме того, в рамках строительства розовой ветки возведут электродепо «Руднево», которое обеспечит техническое обслуживание поездов. С открытием депо в городе появится еще 1000 новых рабочих мест.
Легче станет и водителям авто — пассажиры маршруток пересядут на подземный транспорт, меньше станет и личных автомобилей, тем более что Рязанский проспект — традиционно одна из самых загруженных вылетных магистралей столицы. Плюс водители смогут использовать «гибридную» схему: доезжать на личном транспорте до транспортно-пересадочного узла «Рязанская», оставлять там машину, а потом пересаживаться на метро. В итоге снизится и нагрузка на переполненные магистрали, и время в пути.
Новое кольцо будет опоясывать Москву
Самый амбициозный, пожалуй, проект строительства в Московском метрополитене — Большая кольцевая линия. Масштабная стройка, равной которой еще не было в подземке. Новое кольцо будет иметь длину в 70 километров, на ней разместят 31 станцию. С новой линии организуют 19 пересадок на радиальные ветки метро, еще 4 — на Московское центральное кольцо, 5 — на первые линии Московских центральных диаметров и 11 — на радиальные линии железной дороги. Чтобы пассажиры не мокли в дождь и снег при нашей капризной погоде, построят транспортно-пересадочные узлы с переходом по принципу «сухие ноги» — выходить на улицу не надо.
— Большая кольцевая линия московского метро — крупнейший мировой проект в области метростроения. Когда мы ее достроим, она станет самой протяженной кольцевой линией: почти 70 км у нас против 57 км в Пекине. На базе станций БКЛ планируем построить 22 ТПУ. Десять из них свяжут Большую кольцевую линию с радиальными направлениями железной дороги. Это «Аминьевское шоссе», «Кунцевская», «Рижская», «Электрозаводская», «Авиамоторная», «Рязанская», «Варшавская», «Савеловская», «Печатники» и «Текстильщики», — рассказывал мэр города Сергей Собянин.
Первый участок Большой кольцевой линии от «Петровского парка» до «Делового центра» уже открыли в феврале 2018 года. В августе этот отрезок соединился с новым участком Калининско-Солнцевской линии из семи станций.
— В 2021 году мы будем иметь фактически связку от «Рассказовки» до «Некрасовки», полукольцо с увязкой Некрасовской и Калининско-Солнцевской линий через участок Большой кольцевой линии от «Мичуринского проспекта» до «Нижегородской», — рассказал глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин.
Как же Большая кольцевая линия метро облегчит жизнь пассажирам? Поймем логику: существующей Кольцевой линией москвичи пользуются для пересадок на другие кольцевые ветки. Получается иногда крайне неудобно: от «Новоясеневской» до «Проспекта Вернадского» придется ехать аж через центр города и «Парк культуры» (пользоваться наземным транспортом не всегда благоразумно из-за пробок). Большая кольцевая линия решит эти проблемы, соединив между собой горизонтальными связями спальные районы Москвы. Например: время в пути от «Юго-Западной» до «Кунцевской» сейчас с учетом пересадки через «кольцо» составляет 40 минут. Когда откроется новая ветка, на эту же дорогу уйдет всего 18–20 минут. Или другой пример: на дорогу от «Сокольников» до «Рубцовской» сейчас придется потратить 22 минуты, а с открытием Большой кольцевой линии — всего лишь 10 минут.
Все выше и выше
Строительство Люблинско-Дмитровской линии стало настоящим спасением для жителей северных районов Москвы. Такие районы, как Марфино и Бутырский, были просто отрезаны от города железными дорогами. Жителям было сложно добираться до центра и вообще выбираться из города на общественном транспорте. В 2016 году там открылись сразу три станции — «Фонвизинская», «Бутырская» и «Петровско-Разумовская». В марте 2018 года ветка «выросла» еще на три станции: открылись «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». В итоге пользоваться ими могут жители 9 районов Москвы, а это 450 тысяч человек, которые теперь живут в шаговой доступности от станций метро. На открытии станций мэр города Сергей Собянин рассказал, что геологические условия при строительстве были сложными, строителям приходилось в основном работать вручную. «Тем не менее шаг за шагом, станция за станцией мы реализовали этот сложнейший проект. Дальше пойдем до Лианозово и поселка Северный, проект продолжается», — подчеркнул градоначальник.
Три открытые станции не похожи друг на друга. Так, «Окружная» строилась на глубине 65 метров, работы велись буровзрывным способом. В отделке самой станции использовали черный и серый гранит, белый и бежевый мрамор с розовыми вкраплениями. Интерьеры станции напоминают о том, что неподалеку расположена Савеловская железная дорога — ее образ воплощен в пяти линиях светильников. Запуск «Окружной» снизил нагрузку на Дмитровское шоссе.
«Верхние Лихоборы» — самая отдаленная от центра города станция глубокого заложения. При ее отделке использовали серый и черный гранит, с белыми и многоцветными вкраплениями. Северный вестибюль «Верхних Лихобор» открылся позже, 29 августа 2018 года, и был интегрирован в существующий подземный пешеходный переход с выходами на Дмитровское шоссе, к Бескудниковскому бульвару и Дубининской улице.
Архитекторы применили на станции «Селигерская» принцип перетекающего пространства — проходя через переход, вестибюль станции, эскалаторный спуск и выходя на платформу, проникаешь как будто через анфиладу залов. Это прием еще и увеличил пропускную способность станции.
Люблинско-Дмитровская линия метро будет и дальше расти наверх — на очереди станции «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Их открытие снизит нагрузку на Дмитровское шоссе, а метро станет доступнее жителям Дмитровского района, Восточного Дегунина, Бескудникова и Лианозова, где живет 170 тысяч человек. Через пять лет салатовая ветка придет в поселок Северный, где появится станция «Физтех» рядом со строящимся комплексом Московского физико-технического института.