Победитель международной олимпиады по физике Алексей Шишкин из школы №1589 поделился своим опытом участия в столь сложном состязании:
— Мое участие в олимпиадах началось в четвертом классе — тогда я попробовал свои силы в городской олимпиаде по математике, занял призовое место. Я многостаночник, и мне было интересно, какой предмет лучше дается, чтобы как-то определиться. В школе №1589 города Москвы я учусь с деcятого класса. Здесь я занимался по индивидуальному плану. Помогали мне как учителя этой школы, так и тренеры сборных России по физике и химии. Большинство сборных на международной олимпиаде слабее нашей, потому что они не так много специально готовятся на сборах, как мы, да и учат их не так хорошо.
Педагоги уверены, что для того, чтобы победить в международной олимпиаде, вовсе не обязательно учиться в каком-то престижном лицее — обычные московские школы вполне могут готовить лучших учеников по разным предметам. О достижениях последних лет рассказала директор школы №1329 Вероника Бурмакина:
— У нас самая обычная школа. В 2015 году два наших ученика — Иван Фролов и Руслан Салимов — победили на всероссийской олимпиаде по математике. В этом же году они участвовали в международной олимпиаде и привезли оттуда «серебро», а в 2016 году уже завоевали «золото». В 2018 году в сборную команду страны попали также двое наших учеников — Артур Герасименко и Егор Рябов, которые на международной олимпиаде по математике в Румынии получили золотые медали. Такого результата Россия ждала с 2010 года, наша команда в итоге поднялась на второе место в общем рейтинге.
В подготовке будущих призеров обычно участвует целая команда педагогов — это учителя-предметники, классный руководитель, педагоги на различных площадках города, где проходят практика и уроки для школьников. Большую помощь оказывают, конечно, родители: они всячески поддерживают ребят, участвуют в мероприятиях школы. Особую роль играют «кружки от чемпиона», работающие в образовательных учреждениях на постоянной основе. Их ведут бывшие победители различных конкурсов и олимпиад.
Директор школы №171 Лидия Карпенко отметила, что первый принцип в подготовке олимпиадников — это многопрофильность, когда ребятам дают возможность попробовать свои силы в разных направлениях.
— У нас сейчас существует 346 школьных объединений, которые обучают различным навыкам, профессиональным компетенциям, видам деятельности, — говорит директор. — 31 объединение возглавляют бывшие выпускники школы. Наши ребята получают опыт, участвуя во всех видах олимпиад, проектной деятельности, фестивалях и конкурсах. На муниципальном этапе олимпиад у нас участвовали 348 человек, и 259 из них стали призерами и победителями; на региональном этапе у нас были 79 призеров и победителей; в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников лучшими стали 10 человек.
По словам директора, у этого образовательного учреждения заключены договоры с семью факультетами МГУ. Специалисты вуза также оказывают всяческую поддержку при подготовке школьников к олимпиадам. А в стенах школы сейчас работают 32 ее бывших выпускника.
— Приведу яркий пример, — говорит директор. — Наш выпускник химического класса Иван Смирнов стал учителем биологии в нашей школе, защитил кандидатскую диссертацию, а в 2017 году завоевал титул «учитель года». Теперь он сам готовит своих учеников к олимпиадам. В этом же году его подопечный Илья Седлов завоевал «серебро» на международной олимпиаде по биологии. А сейчас и Илья помогает другим ребятам выигрывать различные конкурсы. Выпускник — это друг, учитель, наставник, и такой подход дает хороший результат.
В школе №1158, по словам директора Татьяны Кирковой, успешно работает модель «школа ступеней». Здесь уже на первом этапе педагоги выявляют мотивированных к обучению детей. Каждый урок в этой школе — интересный проект. Он может проходить не только в классе, но и в музее, театре, на производстве. А учителя превращают занятия в настоящие лаборатории для исследования.
— В прошлом учебном году наша ученица Юлия Грабарева стала победительницей международной олимпиады по географии, — рассказала Татьяна Киркова. — Сейчас она учится на географическом факультете МГУ. Юля по нашему приглашению провела урок «Океаны» в нашей школе, который высоко оценили все педагоги. Я считаю, что главное для педагогов — это научить детей грамотно излагать свои мысли, уметь слушать каждого ребенка, а также учить его отстаивать свою точку зрения.
— Основной девиз в нашей школе: «Массовость олимпийского движения», — говорит директор школы №1568 Виктор Кулешов. — Судите сами, 82% учащихся принимают участие в нескольких — от 2 до 7 — предметных олимпиадах. За последние 5 лет у нас увеличилось число и участников, и победителей олимпиад. Так, в московской олимпиаде школьников раньше участвовали всего 34 человека, а сейчас 119, во всероссийской олимпиаде число участников выросло с 29 до 83. Я считаю, что подготовка к олимпиадам повышает и общую успеваемость ребят. Например, тех выпускников 11-х классов, которые по трем предметам по ЕГЭ набрали более 250 баллов, у нас было 25%, а сейчас стало 58%. Большой вклад в развитие системы московского образования вносит, конечно, наш мэр Сергей Собянин. И эта система приносит свои значительные результаты. Для ребят разрабатывается своя индивидуальная траектория развития, конкурсы учителей также способствуют их профессиональному росту, а междисциплинарное обучение помогает школьникам попробовать свои силы в разных предметах.
Победителей ждут материальные поощрения от правительства Москвы. За золотую медаль они получат 1 млн рублей, за серебряную — 500 тыс., за бронзовую — 250 тыс. рублей.
А вот несколько советов, как выиграть международную олимпиаду, от победителя Алексея Шишкина:
— Если у вас что-то не получается, не теряйте веры в себя. Сдаваться нельзя ни при каких обстоятельствах. Если, наоборот, вы показали хороший результат, не следует расслабляться. Умных ребят много, и они тоже стараются вас обогнать. Олимпиады — это хорошая возможность приобрести новых друзей и знакомых. На олимпиаде вы боретесь не только за себя, но и за свою школу, район, город, регион, фамилию, учителя, за страну. Это нужно воспринимать как стимул. Ведь столько людей вас поддерживает.