МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Левые лица столицы

Вадим КУМИН: «Проблему обманутых дольщиков реально решить за три года полностью»

Внешне Москва в последние годы сильно преобразилась, но невидимых глазу проблем в городе все еще много. Например, в столице так и не решена проблема с обманутыми дольщиками, которые уже многие годы пытаются отстоять свое право на жилье и вернуть вложенные в него деньги. До сих пор в подвешенной ситуации находятся люди, вложившиеся в валютную ипотеку перед кризисом 2012 года. Многие москвичи остаются недовольными огромным количеством приезжих...

О проблемах столицы и путях их решения рассказал в интервью «МК» кандидат в мэры Москвы Вадим Кумин, представляющий широкую коалицию левых сил, ядром которых остается КПРФ.

На встрече с избирателями. Фото: АГН «Москва»

— Одной из актуальных проблем города вы называете защиту прав дольщиков — 4 августа прошла организованная при поддержке общественного движения «МосСовет» конференция участников долевого строительства Москвы, где вы принимали участие. Какие пути ее решения вы предлагаете?

— Сегодня в Москве насчитывается 35 тысяч квартир, которые приобретались по условиям долевого строительства и покупателей которых обманули. Если в среднем каждая такая квартира приходится на семью из трех человек, пострадали не менее 100 тысяч жителей, которые подверглись мошенническим действиям.

Кто виноват и что делать? Люди обвиняют московские власти в том, что это произошло. И я считаю, что люди правы. Потому что власть выдавала разрешение на строительство компаниям, фактически после проведения экспертизы качества организации, которая занималась их строительством. И, выдав разрешение на строительство, власть де-факто подтвердила возможность застройщика исполнять свои обязанности. Ведь прежде чем получить такое разрешение, проходит куча согласований. Получить такое разрешение в Москве — это годы работы и семь кругов ада. И на каждом этапе от проектирования до ввода в эксплуатацию Москва контролирует процесс через организацию под названием Мосстройнадзор. И если в строительстве оказались мошенники, глупо и безответственно говорить, что наша хата с краю. Пострадавшие люди не обязаны разбираться, они даже и не имеют такой возможности, чтобы провести расследование, насколько порядочны застройщики и каковы их финансовые перспективы. А вот Москва должна понимать, кому она раздает разрешения на строительство.

Сейчас принято федеральное законодательство в помощь обманутым дольщикам. То есть теперь дольщиков как таковых больше не будет — люди, которые будут вкладываться в строительство, начнут давать деньги банкам, а не фирмам. И уже банки будут отвечать за целевое использование этих средств. Представляется, что случаев обмана при таком подходе будет значительно меньше или они будут исключены. Но предыдущая проблема головотяпства властей и предыдущей мэрии, и нынешней мэрии осталась. И нужно набраться мужества, смелости и сказать людям, что мы виноваты, что мы просмотрели ситуацию, но теперь поможем вам достроить ваши квартиры, а сами будем разбираться с мошенниками. Но они так не говорят. Формально Сергей Собянин принял решение, что надо достраивать квартиры обманутых дольщиков. Но пока в этом направлении ничего не делается. То есть власть начала поиск новых инвесторов для реализации этого проекта. Но они наступают на одни и те же грабли! Мы считаем, что тут никаких новых инвесторов быть не может — город должен признать, что он виноват; создать компанию со стопроцентным участием городской собственности по достройке этих объектов; создать специальный фонд и положить туда 50 млрд рублей (именно столько требуется для полноценного решения проблемы дольщиков). При бюджете в 2,3 триллиона ежегодно эти деньги вполне подъемные. Но упаси бог, чтобы здесь появился частный бизнес — тогда точно пиши пропало. В общем, при реализации предложенного нами подхода проблему дольщиков реально решить за три года полностью.

— В Москве актуальна и проблема защиты прав валютных ипотечников. Нужны ли им широкие компенсации?

— А вот тут совсем другая ситуация. Здесь мэрия не виновата ни в чем и контролировать этот процесс не могла и не может. Таких пострадавших сейчас по стране примерно 8 тысяч человек, то есть не так много. Часть из них брали кредит для инвестиционных целей, чтобы заработать, а часть — по финансовой неграмотности. И те, кто относится к последней категории, как правило, социально не защищены. Среди них — матери-одиночки, многодетные семьи... И это, конечно, большая трагедия. Федеральная власть создала фонд для решения их проблем. Ответственным за них определили Министерство строительства. Однако если московские власти подключатся к этой программе, это можно будет только приветствовать. При нашей победе мы, естественно, подключимся. Надо помочь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации.

— Раз уж мы затронули жилищный вопрос, стоит поговорить и о защите прав жителей общежитий и бараков... Знакома вам эта проблема?

— Разумеется! Людей, оказавшихся в таком положении, в Москве около 30 тысяч. Это те, кто в советское время или в 90-е получил комнату в общежитии или долгое время жил в бараке как во временном жилье. Потом в результате изменения законодательства или непонятных действий властей эти люди оказались между землей и небом. Очень часто теперь невозможно установить, чья это собственность — государственная или частная. В подавляющем большинстве случаев правового решения этой ситуации, увы, просто нет. Но федеральная власть готова передать полномочия по урегулированию этого вопроса на откуп московских властей. Сегодня жители общежитий и бараков — эдакие современные «мертвые души», лишенные всех прав. Они не могут отвести ребенка в школу, в детский садик, они не могут прикрепиться к поликлиникам. Их как бы нет. И не по своей воле они стали бесправными. А раз правового решения ситуации нет, нужно решение волевое. Ведь нельзя, чтобы в двадцать первом веке в городе Москве, которым мы все гордимся, такой беспорядок мог существовать. Предложение у нас такое: принять этих людей на баланс города, вернуть им права и включить их в Программу реновации и расселения ветхого жилья. Цена вопроса — 7 миллиардов рублей. Мы требуем, чтобы Москва соответствовала своему званию столицы.

— Многие топонимические наименования столице достались в наследство с советских времен. Некоторые из них сегодня смотрятся и звучат диковато. Поэтому периодически появляются предложения переименовать ту или иную улицу, площадь, станцию метро... Нужно ли это, по-вашему, делать?

— Мы считаем, что ни в коем случае нельзя этого делать. За исключением, может быть, станции метро «Войковская», из уважения к чувствам верующих — да и то по результатам московского референдума. Такие название — это все-таки часть истории, какой бы она ни была.

— В советские времена дети были октябрятами, пионерами, комсомольцами... Сегодня таких широкомасштабных организаций не осталось. Надо ли их возрождать? Нужны ли такие объединения молодежи?

— Многие вспоминают, как были пионерами, октябрятами, с большой ностальгией. Дети, которые носили значок октябренка, пионерский галстук, этим чрезвычайно гордились. Но помимо воспитания чувства гордости такие объединения прививали подрастающему поколению азы самоорганизации и принцип коллективизма людей как основу русского образа жизни. И по сей день КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым ежегодно торжественно принимает в пионеры на Красной площади Москвы по 4–5 тысяч детей. Это происходит в День пионерии, 19 мая, и это праздник светлый и для детей, и для родителей. Это инициатива КПРФ, на которую охотно откликаются родители, школы. Дети приходят к нам вступать в пионеры целыми классами, под управлением классных руководителей, директоров школ.

— Москвичи часто возмущаются большим количеством приезжих в городе. Фраза «понаехали тут!» стала уже крылатой. Как решить эту проблему?

— В Москве почти все приезжие. Не приезжим может считаться человек в четвертом поколении (такова общемировая практика), а таких здесь всего 2 процента. Поэтому начиная со времен Юрия Долгорукова все сюда едут. Вопрос — для чего приехал сюда человек? Если приехал служить городу, работать здесь, платить налоги — то добро пожаловать! И в этом сила Москвы, как и любого равного мегаполиса, который должен уметь принимать и давать людям шанс. Но при этом надо бороться с теми, кто приезжал сюда со злыми намерениями или кого привезли сюда в качестве раба — а такие случаи, увы, есть — и ими надо заниматься. Мы, безусловно, будем этим заниматься.

— В последнее время резко выросли цены на топливо. Кто виноват и что делать?

— Рост цен на топливо — это проблема федеральных властей и бесправия Федеральной антимонопольной службы. На нефтяном рынке сегодня управляют и диктуют моду 5–6 крупных нефтяных компаний. Фактически это монополия. И в стране должна быть сильная ФАС — в роли щуки, которая есть для того, чтобы карась не дремал. Но, к сожалению, пока ФАС — это карась в компании щук. Что говорит о несовершенстве нашей власти. В Америке и Европе такое представить невозможно, да нигде такое невозможно. Нужно усиливать роль ФАС.

— Какие проблемы вы могли бы обозначить в градостроительной политике города?

— Нужно усиливать контроль над строительными компаниями, которые сегодня правят бал в Москве. Нужен строжайший антимонопольный и общественный контроль над ними. Если этого не сделать, мы дальше будем получать многоэтажные гетто и прочие безобразия в архитектуре, а также пренебрежение всеми нормами организации общественных пространств. В общем, в Москве есть над чем работать. Однако все проблемы решаемы. Главное, подойти к их решению с умом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах