Ну и, конечно, лучше всего перемены видят сами медицинские работники. Российский хирург, член-корреспондент РАН, директор ГБУЗ Московского клинического научного центра имени А.С.Логинова ДЗМ Игорь Евгеньевич ХАТЬКОВ рассказал в интервью «МК», что изменилось в столичной медицине за последние годы, почему он стал доверенным лицом Сергея Собянина на нынешних выборах мэра Москвы и что он ждет от здравоохранения в будущем.
— Игорь Евгеньевич, давно ли вы знакомы с вашим кандидатом — Сергеем Собяниным?
— Впервые я услышал о Сергее Семеновиче около 10 лет назад, общаясь с коллегами из Тюмени и Ханты-Мансийска. Врачи отзывались о нем как о высокопрофессиональном руководителе, уделявшем много внимания вопросам здравоохранения. Потом я наблюдал за деятельностью Сергея Семеновича, когда он стал мэром Москвы. Впервые мы познакомились во время одной из встреч с медицинской общественностью, когда я уже стал руководителем нашего медучреждения. Такие встречи с медицинской общественностью в разных форматах стали в городе уже традиционными. Сергей Семенович изначально удивлял меня глубоким пониманием вопросов развития медицины. А три года назад мэр приехал в наш центр — и этот визит определил дальнейшее развитие нашего учреждения. Во время той встречи совместно с Департаментом здравоохранения Москвы мы представили проект развития МКНЦ. В то время в московском здравоохранении уже начались изменения: реализовывалась концепция укрупнения, которая предполагает концентрацию материальных и интеллектуальных ресурсов с созданием высокопотоковых медицинских центров. Мы шли тем же путем, и концепция развития нашего центра на базе Института гастроэнтерологии, к которому предполагалось присоединить рядом стоящую многопрофильную ГКБ №60, была поддержана Московским клиническим научным центром им. А.С.Логинова, к которому впоследствии присоединилась клиника женского здоровья. На сегодняшний день мы активно проводим капремонт и реконструкцию четырех из пяти лечебных корпусов центра. МКНЦ оснащен самым современным оборудованием. У нас реализуется не только лечебный процесс. Мы проводим образовательные программы, занимаемся наукой. И все необходимое для этого у нас есть. К нам пришли специалисты из ведущих учреждений страны, которые организовали работу по совершенно новым направлениям в хирургии, терапии и особенно в онкологии, которыми раньше клиника не занималась. Наш коллектив полностью поддерживает те структурные изменения, которые происходят в здравоохранении, понимая, что мы живем в современном тренде развития мировой медицины, и всеми силами старается оправдать оказанное нам доверие.
— Что вы можете сказать о человеческих качествах Собянина? Какое он на вас впечатление произвел?
— Мне он кажется очень деловым, целеустремленным человеком, который никогда не бросает слов на ветер, глубоко вникает в проблему, старается ее понять и предлагает решения. И самое главное — эти решения реализует. Я совершенно искренний почитатель деловых качеств Сергея Семеновича.
— Прислушивается ли мэр к мнению экспертов, медицинской общественности?
— Как я уже говорил, он встречается с представителями медицинской общественности, внимательно их слушает и при каждой следующей встрече видно, что он прорабатывает, переосмысливает все идеи и возвращается к теме уже с готовыми решениями или действиями. Недавний пример. На одной из таких встреч мэру рассказали о появлении нового направления в профилактике тромботических осложнений у пациентов с сосудистыми катастрофами. Сейчас это уже звучит в виде предложения в одной из программ по развитию здравоохранения Москвы. Кроме того, благодаря мэру в городе максимально быстро решаются вопросы лекарственного обеспечения онкологических больных на самом современном уровне. Эти вопросы являются очень сложными во всех без исключения странах мира. Как главный онколог Департамента здравоохранения Москвы могу сказать, что в Москве лекарственное обеспечение онкологических пациентов соответствует ведущим мировым показателям. Мы в числе первых закупаем препараты самого последнего поколения для онкобольных. Благодаря личному контролю мэра Москва в этом плане — абсолютный лидер в России.
— Что вы считаете самым существенным в столичном здравоохранении, произошедшем за последние годы?
— Столичное здравоохранение сейчас находится на мировом уровне и соответствует тем требованиям, которые есть в развитых странах. Безусловно, нам есть над чем работать. Но есть и понимание того, как работать.
— А вот хирургия Москвы — насколько она развита в сравнении с другими мировыми столицами?
— Наши врачи сегодня активно ездят учиться — в столице есть программа обучения молодых специалистов за рубежом, мы отправляем их на стажировки в Израиль, Южную Корею, Европу и другие страны. Но и к нам на обучение приезжают и студенты, и профессора. Европейская ассоциация эндоскопической хирургии аккредитовала наш центр как рекомендованный для обучения и повышения квалификации европейских врачей.
— В столичных медучреждениях, в том числе вашем центре, в последние годы появилось немало уникального оборудования. Какие виды современного лечения вы освоили благодаря ему? Какие операции стали возможны?
— Сегодня у нас есть все оборудование для выполнения самых сложных операций в хирургии, в том числе абдомиальной, торакальной, хирургии опухолей головы и шеи... Две недели назад мы сдали новый оперблок, где есть интегрированные операционные, максимально оснащенные по последним тенденциям, которые есть в мире. Мы проводим современные внутрипротоковые вмешательства; скоро начнем проводить эндоваскулярные операции на сосудах. В Москве сегодня создана инфарктная сеть и завершается создание инсультной сети, и помощь людям с сосудистыми катастрофами оказывается на высшем уровне. Случается, что мои знакомые по привычке обращаются за помощью, но раньше, чем я дозваниваюсь до главного врача клиники, эта помощь уже оказана. И на этих примерах хорошо видно, что создается работающая система высокого уровня.
Что касается нашего центра, то он оборудован по самому последнему слову, у нас есть новейшие модели диагностического и хирургического оборудования. Например, мы проводим конфокальную эндоскопию, позволяющую на уровне клеток оценивать структуру тканей. Некоторые виды опухолей (например, желудка или толстой кишки) мы научились оперировать внутрипросветно, без разреза. Еще недавно революцией в их лечении казались лапароскопические методики, а сегодня мы шагнули дальше. Малоинвазивная хирургия в онкологии развивается семимильными шагами. Сегодня уже порядка 70% операций в этой сфере в нашей клинике делается лапароскопически.
— Какие наказы в области здравоохранения вы дали бы кандидату в мэры Москвы С.Собянину?
— Наказы Сергею Семеновичу давать я не вижу никакого смысла; он понимает абсолютно все проблемы. Подо всем, что он планирует делать в московском здравоохранении, я могу стопроцентно подписаться и сказать: «Спасибо, я с вами согласен». На одной из последних встреч мэра с медиками Леонид Михайлович Рошаль сказал, что он потрясен тем, насколько глубоко Сергей Семенович знает вопросы здравоохранения и владеет предметом. Полностью согласен.
— Каковы дальнейшие перспективы Москвы с точки зрения развития здравоохранения?
— Я оцениваю перспективы высоко. То, с каким вниманием руководство города относится к вопросам здравоохранения и как формулирует цели касательно его развития, позволяет говорить, что все идет правильным путем. И есть все основания думать, что все будет только лучше. Но здравоохранение — такая вещь, где всегда есть над чем работать. Сейчас стоит задача кардинально улучшить работу амбулаторной сети; мы работаем над созданием всеобщей информатизации здравоохранения, в том числе включением стационаров в общее информационное пространство. Необходимо продолжить развивать онкологическую службу (онкология как наиболее значимая причина смертности населения находится под пристальным вниманием мэра). Кроме того, требуется дальнейшая централизация интеллектуальных и материальных ресурсов в отдельных учреждениях. И, конечно, остается проблема образования врачей, которая досталась нам в наследство после 90-х годов прошлого века, когда масса людей ушла из медицины. Сейчас создаются медицинские классы; ведется работа, чтобы как можно больше москвичей поступало в медвузы и оставалось работать здесь, в Москве.
А вообще, в силу служебной необходимости, я много езжу по миру и, бывая в различных столицах и крупных городах, могу твердо сказать: все действия, которые предпринимаются в Москве, соответствуют трендам развития ведущих столиц мира других стран. Это и создание пешеходных зон, и удобных парков, и велосипедных дорожек. Кому-то, возможно, меры по обустройству парковочного пространства в столице покажутся суровыми, но другого выхода нет: все столицы мира сталкиваются с трудностями в движении транспорта и решают их таким путем. В общем, все, что делает сегодня Сергей Собянин, не отличается от того, что делают в мире. Но у него больше решительности, да и условия у нас более сложные. А еще мне импонируют его спокойствие, выдержка и уверенность в себе.