«За два дня в работе форума приняли участие 7 тысяч человек из 70 стран. Выступили 340 спикеров, из них 120 — иностранные делегаты. Участники представляют все государства Европы, страны Южной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока», — заявил Марат Хуснуллин.
В этом году Московский урбанистический форум (МУФ) впервые проходит на новой площадке — в концертном зале парка «Зарядье». Делегаты и гости МУФ смогли своими глазами увидеть, каким получился зал в парке, заменившем площадку гостиницы «Россия». Теперь это полноценное городское пространство, готовое к любым вызовам современности. Первым «испытанием на прочность» для концертного зала «Зарядье» стал как раз МУФ-2018, и москвичи наверняка согласятся с мэром города: результатом можно гордиться.
«В отличие от европейских городов Москве пришлось догонять историю скачками»
— Уже 7 лет мы собираемся в Москве, чтобы ответить на вызовы современности, которые стоят перед мировыми городами. В течение этих лет мы слышали очень много идей и теорий, много рассказов о тех или иных практиках. Я благодарен всем, кто думает о будущем Москвы. Для нас очень полезно, что вы делитесь опытом и идеями. Для кого-то из нас то, что обсуждается на МУФ, всего лишь теория, замечательные идеи, а для кого-то — практика, повседневная работа. Для меня лично семь лет назад это стало вызовом моей жизни. Семь лет назад мы думали, как дальше развивать один из самых больших городов мира, самый крупный мегаполис Европы. Российские города серьезно отличаются от своих европейских собратьев хотя бы потому, что 70 лет они развивались в СССР в другой парадигме, в другой системе координат. Европейские города проходили историю столетиями, нам пришлось догонять скачками. Но мы должны понимать, от чего мы ушли и к чему двигаемся. Должны ответить себе: какой будет завтра Москва? — так начал мэр Москвы Сергей Собянин свое выступление в рамках пленарного заседания «Современный мегаполис. Новое пространство для жизни», открывшего урбанистический форум.
В просторном трехуровневом концертном зале «Зарядье» собрались все, кто с полной отдачей готов работать на благо нашего города, — не только представители стройкомплекса и отраслевых департаментов столицы, но и ведущие застройщики, архитекторы, экологические активисты и эксперты в урбанистике. Сама атмосфера концертного зала неплохо отвечает на вопрос о значении парка «Зарядье» в современной Москве: через прозрачные стены можно любоваться старинными храмами на Варварке, очертаниями Кремля и зеленым ансамблем парка, а внутри — современное помещение. И все это в самом сердце города, прямо у Китайгородской стены.
Оценили по достоинству новый концертный зал не только российские, но и зарубежные эксперты: МКЗ «Зарядье» удостоили премии «Здание года». В ходе МУФ-2018 ее вручил сооснователь и главный редактор Archdaily Дэвид Базульто.
«Среда формирует сознание. Большая радость участвовать в создании таких проектов. Во время чемпионата мира по футболу исландские болельщики собрались в «Зарядье», чтобы поддержать свою команду. Это феноменально. Почему так получилось? «Зарядье» — это воплощение идей огромного количества людей. Все получилось благодаря доверию. Спасибо мэру, что поддержал нас», — заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Мэр Сергей Собянин, в свою очередь, отметил, что также гордится «Зарядьем» и очень рад, что, заручившись согласием президента страны, удалось разбить на этом месте именно парк, а не огромный торговый центр и не элитный жилой квартал.
«Любые попытки административно ограничить развитие города приводят к тому, что мы теряем город, который конкурирует не с Рязанью и Вологдой, а с Нью-Йорком и Лондоном. Вспомним: в царское время из Москвы решили уйти, оставить унылое купечество. В советские годы всех неугодных высылали за 101-й километр, а прописаться в Москве было невозможно — количество москвичей строго регламентировалось. Однако Москва все равно перешагнула Бульварное кольцо, перешагнула Садовое кольцо… Выросла МКАД, но и ее оказалось мало: сейчас порядка 8 миллионов человек живут за границами, но работают в Москве», — поделился Собянин своими соображениями о городе, которым управляет.
Столица ушла от дикого капитализма «нулевых» годов
«Всего лишь в 1980-х годах Москва жила в эпоху промышленных городов. Мы работали на предприятиях, добывали нефть, а города были почти что обузой — надо было что-то делать, чтобы люди жили и ходили на работу. Первое, что спрашивали с первого секретаря горкома партии, — как работает промышленность, сколько чего произвели? Но даже советские руководители понимали, что это путь в никуда. Потом пришла перестройка, потом — дикий капитализм: строй где хочешь, паркуйся где хочешь… Но что дальше? В 2010 году этот вопрос стал невероятно острым. Казалось, еще чуть-чуть — и мы остановимся в транспортном коллапсе. А все города мира поставили себе другую задачу: работать не для машин, а для людей — с их талантами и возможностями», — продолжает Сергей Собянин.
Этому требованию современная Москва соответствует, что подтверждается фактами. Завершившийся недавно чемпионат мира по футболу доказал: иностранные гости чувствуют себя ничуть не хуже, гуляя по Большой Никитской, Маросейке или Новому Арбату, чем на любой известной европейской улице. Транспортный комплекс справляется с задачами по перевозке болельщиков после игр.
— Никольскую улицу теперь знает весь мир, ее посмотрели миллионы людей. Но они не знали, как она выглядела всего несколько лет назад. Так же и Биржевая площадь, где сейчас установили фонтан. Все это выдержало испытание мундиалем. Наш город образца 2010 года этого бы не перенес. Выглядит просто, но это борьба с проводами, с рекламодателями, с хаотичной торговлей… Каждая наша победа — это небольшая городская революция. А когда снесли гостиницу «Россия» в Зарядье, здесь хотели построить район элитной недвижимости. Смогли бы сюда прийти погулять простые люди и туристы? Нет. Спасибо президенту за то, что поддержал решение создания парка. Теперь это место стало новым центром города, — добавил Сергей Собянин.
— То, что построено в городе, останется с нами. Если говорить об инфраструктуре чемпионата мира, то три станции метро точно пригодятся нам. Гостиницы точно пригодятся, речь идет о 48 отелях, но у нас растет поток туристов в Москву, и теперь мы сможем принимать их без проблем. Мы построили 11 футбольных полей с подогревом для детско-юношеских спортивных школ, дети смогут заниматься там круглогодично. Я сам когда-то стоял на воротах, понимаю, как важно детям приобщаться к футболу. Самое главное — мы построили в городе три крупных стадиона — ЦСКА, «Спартак», «Лужники», кроме того, скоро будет сдан стадион «Динамо». Каждый из этих стадионов — полноценный спортивный кластер с развитой инфраструктурой. Про инфраструктуру «Лужников» и говорить нечего, все секции и тренировочные поля останутся, стадион будут посещать тысячи человек, причем реконструировать его было сложнее, чем строить новое, — добавил заместитель мэра Марат Хуснуллин.
«Ржавое кольцо» превратилось в новую линию метро
По словам мэра, теперь главное — выйти за пределы исторического центра города и позаботиться о том, чтобы сделать комфортной и современной жизнь во всех районах. При этом во главу угла мэр ставит две проблемы: транспортную и жилищную. Главным транспортным решением последних лет мэр Москвы называет запуск движения по Московскому центральному кольцу — это первая «Ласточка», от которой обещает вырасти весь Московский транспортный узел.
«Наша Московская кольцевая железная дорога после развала промышленности превратилась в ржавое кольцо Москвы с депрессивными промзонами и небольшими товарными оборотами. Мы создали инфраструктуру, которая связала районы Москвы, разгрузила вокзалы и Кольцевую линию метро, дала новые возможности. Это проект для человека. Мы будем продолжать. Нельзя забывать, что за пределами МКАД живет порядка 8 млн человек, и примерно 2 млн из них ежедневно приезжают в Москву и уезжают обратно. В наших планах — еще 446 км наземного метро, еще 1300 км дорог в Москве и области», — рассказал Сергей Собянин.
Заместитель мэра, глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин также добавил, что существуют конкретные планы — самые масштабные стройки закончатся до 2023 года.
«К 2023 году мы планируем закончить строительство всех наиболее масштабных и сложных дорожных строек. После этого в наших планах — строительство новых поперечных связей и местных дорог, соединяющих отдельные районы. Это будут небольшие по протяженности дороги, но они важны для разгрузки скоростных магистралей и улучшения транспортной доступности каждого района, каждого квартала. В будущем это облегчит организацию работы по программе реновации. На сегодняшний день я полагаю, что территория Новой Москвы в ближайшие 5–10 лет будет развиваться примерно до Ватутинок и Троицка», — объяснил Марат Хуснуллин.
По словам заместителя мэра, до 2023 года будут готовы Северо-Западная и Северо-Восточная хорды, а также Южная рокада. Кроме того, до конца этого года в Москве планируется утвердить проект и смету строительства еще одной скоростной магистрали — Юго-Восточной хорды. Она пройдет от станции «Нижегородская» Большой кольцевой линии метро до Третьего транспортного кольца, а затем протянется до Новой Москвы.
Что же касается метрополитена, то главная задача столичного стройкомплекса сегодня — это Большая кольцевая линия, первый участок которой на северо-западе Москвы уже успешно функционирует. По словам Хуснуллина, в ближайшее время, до конца 2018 года, планируется открыть еще одну станцию, а в 2019 году взяться за работу на юго-востоке, сдать участок от «Лефортово» до «Нижегородской», а затем — от «Улицы Новаторов» до «Севастопольской».
«Один из драйверов развития территорий — это ТПУ. Они создаются в местах соединения магистралей и влекут за собой развитие прилегающей территории. Туда приходит жилье и коммерческая недвижимость, это импульс развития всего города», — добавил Марат Хуснуллин.
Речь идет помимо прочего об интеграции железной дороги в наземное метро.
«Сейчас станция «Нижегородская» — самый напряженный транспортный узел в Москве, где нужно увязать воедино пять подрядчиков. Это будет самый крупный ТПУ в Европе. Если в районах не хватает социальной инфраструктуры, то мы будем делать упор именно на это, когда возьмемся за застройку в рамках программы реновации», — отметил Марат Хуснуллин. После этого не исключено, что в Москве появятся новые линии метрополитена, которые смогут «зацепиться» за Большую кольцевую: например, обсуждается вариант линии от «Кленового бульвара» до Щербинки.
Любовь города и ее жителей должна быть взаимной
Особую роль в развитии города мэр Москвы отводит взаимодействию жителей и городских структур.
«Конечно, просто сказать: «Я люблю свой город». Но взаимна ли эта любовь? Что мы сделали для того, чтобы понимать, что город тоже любит нас? Каждый день мы окунаемся в городскую среду: идем по дороге, едем в транспорте, приходим в поликлинику… Человек должен понимать, что его ждут. Тогда город развернется к человеку лицом. Государство и гражданин — это не начальник и подчиненные. Создана система «Мои документы», система одного окна, 97% москвичей довольны. Ожидание 3 минуты, искренний сервис», — объяснил Сергей Собянин.
Мэр также предлагает обратить внимание на работу портала «Активный гражданин», благодаря которому москвичи смогли решать все важные вопросы не выходя из дома — в том числе и голосовать за включение или отказ дома от программы реновации.
«Жизненное пространство человека начинается с квартиры. Если рядом стоит шикарный дом, а твой родной дом ветшает и разваливается, то согласия в городе не будет. Поэтому горожане, проголосовав, приняли решение начать программу реновации жилья. В разработках принимают участие лучшие российские и мировые архитекторы», — добавил Сергей Собянин, говоря о мотивах, которые кажутся ему важнейшими в программе реновации.