— Откуда взялась эта дата — 30 лет? Ведь дома и дороги в Москве строили во все времена.
— Во второй половине 80‑х в Москве остро встал вопрос о путях дальнейшего развития, поскольку мы попали в какой-то тупик. Просели жилье и социалка, сложнейшее положение было с дорогами. Это касалось не только объемов, но и общей идеологии развития. Стало очевидно, что систему нужно менять.
— Что значит по-новому?
— Были разработаны программы по развитию Москвы отдельно для каждого направления: жилищного строительства, дорожно-мостового, инженерии, реконструкции, социальной сферы и т.д. По ним мы начали работать, но проработали недолго: началась перестройка и перевод всей системы на рыночные условия. Помню, был момент, когда в декабре 1991 года еще было бюджетное финансирование, а с 1 января 1992‑го вся эта махина, 500 тысяч строителей, осталась без бюджетных средств — и нужно было искать выход из этой критической ситуации. Тогда мэр Лужков принял смелое решение заменить бюджетные деньги на кредиты.
Когда мне задают вопрос: какие стройки вы считаете самыми важными? — я называю две. Первая — это храм Христа Спасителя: мы за пять лет построили главный храм страны. И вторая — реконструкция пятиэтажек, потому что в очень непростых условиях нам удалось решить жилищный вопрос 350 тысяч москвичей.
— Что принципиально изменилось за 30 лет?
— Появилась мощная законодательная база как на федеральном, так и на городском уровне. Нам в первые годы существования Стройкомплекса приходилось часто работать «по понятиям». Чтобы осуществить задуманное, правительству Москвы, в том числе мне, нужно было принимать очень жесткие и непопулярные решения, постепенно создавать новое городское законодательство, чтобы сохранить мощь строительного комплекса города.
Каждое время диктует свои задачи и пути их решения. В 90‑е годы городу было важно наращивать темпы строительства жилья, но при этом возник дисбаланс между большими объемами и недостаточно развитой инфраструктурой. Поэтому нынешние столичные власти выбрали в качестве приоритетного направления создание современной транспортной системы города. Впрочем, жилищное строительство снова будет набирать обороты вместе с новой программой реновации. Так что преемственность сохраняется.
— Владимир Путин в новом майском указе поставил цель через шесть лет выйти на строительство 120 млн кв. м жилья в год. Это реально?
— Не только реально, но и необходимо. Пока еще среднестатистический россиянин по факту имеет 24 кв. м жилой площади, тогда как во Франции — 39 кв. м, в Германии — 40, в Англии — 62, в США — 70 и т.д. То есть обеспеченность россиян жильем в полтора, два, три, а то и четыре раза меньше, чем в Европе или Америке. Причем в Москве этот средний показатель еще ниже, чем во многих других городах России.