Сейчас у сотрудников ГосНИИР (в доме располагается основная выставочная площадка института и отдел реставрации икон и декоративно-прикладного искусства) имеются на руках предписания в недельный срок освободить помещения. «Картины с мольбертов снимают в сыром состоянии, — рассказывает один из сотрудников института. — Никакого согласования с директором института не было, просто пришел приказ от замминистра».
«Сам факт передачи знаменитого московского дома, памятника архитектуры, причем даже без проведения конкурса либо аукциона, на целую четверть века вызывает вопросы», — отмечает руководство ГосНИИР в открытом письме по поводу выселения. Тем не менее 17 мая приказ Минкульта о такой передаче за номером 743 был подписан, пресс-служба министерства подтвердила это журналистам.
«Выставочный зал ГосНИИР занимает дом Палибина более 35 лет, — отмечает председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Артем Демидов. — Здесь долгие годы работал известный реставратор, подвижник и защитник культурного наследия С.В. Ямщиков. Здесь сохранен его мемориальный кабинет. В прошлом году добровольцы под надзором специалистов расчистили фасад и цоколь здания от старых красок, произвели грунтовку стен».
В 2018 году дом Палибина отмечает 200-летие, и в этом году планировалось завершить ремонт фасада. Кто и когда завершит реставрацию дома, если его действительно передадут фонду, — непонятно.
Реакции от самого министра культуры Владимира Мединского пока нет. Зато на стороне фонда выступил депутат Госдумы кинорежиссер Станислав Говорухин. «Единственное, на что давят «подписанты», — заметил режиссер, глава комитета по культуре ГД, — так это на то, что здание находится у них в пользовании на протяжении 35 лет. За эти годы работ по сохранению уникального памятника не проводилось, за исключением привлечения волонтеров для очистки фасада от покраски, что является нарушением законодательства, так как подобные работы могут проводить только организации, имеющие специальную лицензию. Дом Палибина находится в неудовлетворительном состоянии».
Станиславу Говорухину возражают авторы другого открытого письма — волонтеры ВООПиК. «Прежде всего хотим сказать, что деятельность по привлечению добровольцев носит законный характер, — отмечается в письме. — В полном соответствии с действующим законодательством был разработан и согласован проект производства ремонтных работ на фасадах дома, получено действующее официальное разрешение Департамента культурного наследия города Москвы. Волонтеры привлекались к ремонтным работам на фасаде под руководством специалистов-реставраторов лицензированной организации. Проводилась проверка хода работ сотрудниками Департамента культурного наследия города Москвы, не выявившая никаких нарушений, осуществлялся авторский надзор».
Письмо, выдержки из которого «МК» публикует впервые, подписали десятки членов ВООПиК и другие общественники. Просьба не разрушать живой, работающий организм дома Палибина, созданный одним из основоположников современной реставрационной школы в России — Саввой Ямщиковым. Площадок, пригодных для размещения благотворительных фондов, немало. Дом Палибина отличается от любой другой площадки тем, что это не «владение», — а именно дом, жилой и живой. Зачем разрушать то, что работает, — решительно непонятно.