В сутки в среднем специалисты МАЦ вылетают на две-три заявки. Однако бывают горячие денечки, когда таких вылетов может насчитываться с десяток.
— Бывают дни, когда вертолеты практически все время в воздухе, заправки не хватает. Заявки сыплются как из рога изобилия, — рассказал на пресс-конференции в информцентре Правительства Москвы директор Московского авиацентра Кирилл Святенко.
Авиапарк МАЦ сейчас имеет десять современных вертолетов: пять санитарных, три пожарных, один самый большой в мире тяжеловес Ми-26Т и многофункциональный вертолет, который используют в том числе как воздушный пункт управления при ликвидации сложных ЧС.
Два пожарных вертолета каждый день несут круглосуточное дежурство на аэродроме Остафьево рядом с Южным Бутовом. Оттуда они готовы в любую минуту вылететь на сложные возгорания. Там же дежурят два санитарных вертолета. Еще одна медицинская «вертушка» находится на вертолетной площадке в городской клинической больнице №15 имени Филатова.
Спасение людей зависит от грамотной и слаженной работы всех членов дежурной бригады. Поэтому в воздушные спасатели попадают лучшие из лучших. К примеру, летчики, как правило, набираются из бывших военных. За плечами у них огромный опыт работы, в том числе в горячих точках. Раз в год весь летный состав МАЦ проходит аттестационную комиссию и тем самым подтверждает свое право на полеты над Москвой.
Олег Каталышев, зам. директора МАЦ по организации летной работы, объяснил такой отбор сложностью выполнения полетов над столицей.
— Выполнение полетов осложняется наличием высотных зданий, кранов в районах новостроек, проводами между домами, вышками и другими искусственными препятствиями. Все эти факторы предъявляют повышенные требования к подготовке летного состава, — рассказал он.
Кроме того, летчики должны быть готовы выполнить свою работу даже в очень сложных погодных условиях.
Для того чтобы постоянно быть в тонусе, проводятся регулярные тренировки, утверждена программа подготовки летного состава.
— Тренировки — часть нашей жизни. Если нет экстренной работы, тогда работаем планово, а это как раз учения и тренировки, — рассказал Каталышев.
Сергей Санников, врач-анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением специализированной скорой помощи МАЦ, рассказал о нюансах оказания помощи с неба:
— После того как мы получаем вызов, машина должна быть в воздухе через пять-десять минут. За это время идет согласование вылета, в том числе с нашими коллегами, которые работают на месте ЧП на земле. Это нужно для того, чтобы понять, какую именно помощь нужно оказать. После прибытия на место аварии мы уже должны понимать, в какое именно медицинское учреждение пострадавшего следует эвакуировать.
По его словам, только за этот год было выполнено 175 эвакуаций в больницы. Всего же за 15 лет в больницы по воздуху было доставлено более 5 тысяч человек.
Вспоминая свою практику, Санников признался, что больше всего запоминаются вылеты, где пострадавшие — дети.
«Дети отзывчивые, эмоциональные. Они даже забывают, что с ними случилось, и начинают выглядывать в окошко, махать рукой, интересоваться у врачей тем, на каком вертолете они летят и как он устроен».
Наверно, самым главным своим достижением спасатели считают то, что за все 15 лет при транспортировке людей не было летальных исходов. Все пациенты были доставлены в больницы.
Сейчас спасатели Московского авиацентра готовятся к чемпионату мира по футболу, часть из матчей которого пройдет в столице.
По словам Кирилла Святенко, авиамедицинские бригады готовы обеспечивать безопасность его проведения круглосуточно. Для этого уже проведена рекогносцировка и определены возможные места посадки санитарных вертолетов центра на объектах, где будет проходить мундиаль.
Пилоты санитарных вертолетов прошли спецобучение по полетам в условиях ночи и с 1 июня заступят на круглосуточное дежурство, которое продлится до конца чемпионата.